Суббота, 27.04.2024, 01:50
Приветствую Вас Гость | RSS

'

Страница 3




13 декабря - 110 лет со дня рождения Жоржа Сименона (1903-1989), французского писателя.

Французский писатель. В серии детективно-психологических романов о полицейском комиссаре Мегрэ, в детективно-психологических романах («Братья Рико», 1952; «И все-таки орешник зеленеет», 1969) - достоверное изображение атмосферы французской жизни, сочувствие социально униженным. Автобиографические книги («Я диктую», т. 1-21, 1975-81), социально-психологические романы.
Родился в небогатой семье. Его отец, Дезире Сименон, был скромным бухгаттером в одной из страховых компаний Мать, Анриетт Брюль до замужества работала продавщицей в универсальном магазине, да и происходила из семьи разбогатевших на торговле лесом родителей, чьим девизом считался лишь один, "деньги и деньги", в результате такого неравенства характеров, взглядов и происхождения, в семье случались разногласия и ссоры Отец, добрый и скромный человек, был доволен всем, что есть, а мать - ничем, так как была очень самолюбива и постоянно стремилась "вырваться из унизительной бедности", а которой, как она считала, все они жили.
Эти частые ссоры родителей очень омрачали детство маленького Жоржа, сильно любящего своего отца, которого мать "постоянно пилила". В своего будущего героя Мегрэ Жорж Сименон вложит потом и некоторые черты отца.
В возрасте 44 лет умирает от "грудной жабы" отец, давно болевший, но старавшийся скрыть боль, да и постоянно снося бесчисленные упреки жены в бездействии. Эта семейная трагедия оставила глубокий след на Жоржа. После длительных хлопот и унижений матери всё же удалось устроить юного Жоржа в колледж Сен-Серве после начальной школы. Этот колледж находился в ведении отцов иезуитов, суровых и требовательных. Здесь учились преимущественно отпрыски состоятельных торговцев и фабрикантов, а сын бедного служащего посещал такое учебное заведение, по сути, из милости, о чём юному Жоржу неоднократно напоминали, и это уже тогда не добавляло у него почтения и уважения к богатым, чего так сильно добивалась его мать.
Яркие впечатления детства - это воскресные посещения бабушки и дедушки со стороны отца, где собирались простые, трудолюбивые люди, а властвовала, как хозяйка, сама бабушка, дочь и внучка углекопов, суровая, немногословная, работящая. Эти люди являлись противоположностью родственникам и знакомым матери, лесоторговцам, лавочникам, коммерсантам, стремящимся только лишь к наживе, беседовавших только о деньгах, как их заработать побольше. Запомнились юному Жоржу с детства и квартиранты, иностранные студенты, в том числе и русские, снимавшие у них жильё. Тогда Жорж узнал о Гоголе, Чехове, вообще о России.
Шла первая мировая война, Бельгия была захвачена неприятелем, Льеж мёрзнет и голодает, жизнь резко дорожает, и прожить Жоржу дома становится всё труднее. И 15-летний Жорж Сименон оставляет учёбу в колледже (за год до окончания), чтобы взяться за работу и материально помочь семье. Он поступает продавцом в книжную лавку, затем некоторое время сотрудничает в льежской газете, где делает первые шаги на репортёрском поприще, знакомясь с закулисной жизнью родного города Льежа. Вскоре ему доверяют ежедневные самостоятельные статейки и очерки, потом он даже ведёт особый, юмористический раздел "Вне курятника", подписываясь звонким именем псевдонимом "Петух". 14 ноября 1919 появляется первый юмористический рассказ молодого Жоржа Сименона "Идея гения", в это время начинающему литератору было чуть больше 16 лет. За первым рассказом еле дуют другие "Эжени, возьми зонтик", "Муж, убивший свою жену" и др.
Осенью 1920 Жорж Сименон пишет уже небольшой роман (96 страниц), тоже юмористический - "На мосту стрелков", о нравах родного города Льежа. В 1921 умирает отец, и молодой Жорж тяжело переживает эту семейную трагедию.
Задумываясь о своем будущем, Жорж твердо решает посвятить себя литературе, вопреки настояниям матери искать судьбу в торговле, как все её родственники.
В 1922, отбыв воинскую повинность, молодой Жорж Сименон, "без гроша в кармане", покидает семью, родной Льеж, и отправляется в Париж. Там в первое время было особенно тяжело. Жорж крайне нуждался трудно начиная свою новую, парижскую жизнь (с 11 декабря 1922). Потом он находит место переписчика, затем секретаря у одного влиятельного лица.
И всё это трудное время Жорж Сименон пытается добиться успеха пером: он пишет и посылает свои рассказы в редакции крупных парижских газет Некоторые из его рассказов всё же публикуются.
В эти особо трудные месяцы жизни молодого Жоржа Сименона выявляются те качества, которые потом во многом способствовали его дальнейшему успеху это - поразительная целеустремлённость! Ещё 19- летним юношей он ставит перед собой главную задачу сделать всё возможное, чтобы в намеченный им срок добиться возможности полностью посвятить себя "большой литературе". Он даже размечает по этапам путь, по которому неуклонно идёт к намеченной цели "Прежде всего необходимы деньги для жизни и работы",- решает Жорж.
В ту пору, в 20-х годах, в Париже издавалось немало газет развлекательною направления ("Санжен", "Фру фру" и др ) Каждая такая газета печатала ежедневно короткий рассказ - юмористический, любовный, приключенческий, и известный мастер такого жанра, Анри Дювернуа, предложил как то Жоржу Сименону испробовать себя на этом поприще. Жорж следует этому совету, но весной 1923 он едет ненадолго на родину, в Льеж, где 24 марта женится на художнице Регине Раншон, которую знал ещё с детства. Молодая чета возвращается в Париж. И лишь тогда Жорж Сименон пишет несколько смешных любовных рассказов, которые публикуются в сентябре 1923 в "Сан-Жен" под псевдонимом "Пум Зет", а в "Фру-Фру" под рассказом подписывается "Плик и Плок" ("Крест госпожи Годрюшон", "Двое мужчин в пижамах", "Труайе и кормилица" и др.).
Рассказы молодого Жоржа Сименона понравились публике, и окрылённый успехом он пишет рассказ за рассказом, на самые разнообразные темы. Все это делалось им ради заработка, но заодно и для совершенствования мастерства. Эта школа предельного лаконизма, своеобразная скупая манера письма, выработанная газетной практикой, сохранится у Сименона и впоследствии.
В 1924, в течение одного утра, сидя за столиком в кафе на площади Константен-Пекер, Жорж Сименон написал свою первую "коммерческую книжку" (как он считал) - "Роман машинистки". Вслед за ней последовало множество "развлекательных романов". Эти книжки в пёстрых броских обложках, с интригующими названиями и яркими иллюстрациями регулярно появлялись в витринах магазинов, привлекая внимание прохожих. "Смертельный поцелуй", "Женщина, которая убивает", "Месть за отца", "Парижские каторжники", "Остров проклятых" и т. п.
Убедившись, что его "коммерческие книжки" имеют успех и приносят деньги, Жорж Сименон пишет много и часто. И начинается огромная по объёму, поразительная по неизменному выполнению составленного графика титаническая работа - столько-то романов в год (как он подсчитал) принесут ему такую-то сумму, обеспечивающую потом свободу творчества. Он строго выполнял намеченное. Три дня уходило у него на небольшой "любовный роман"; от четырех до шести дней - на приключенческий, столько-то на иные темы. Он вставал ежедневно в 4 часа утра, подкреплялся чёрным кофе, затем отпечатывал на машинке намеченное число страниц. С 16 до 19 часов сочинял рассказы. В дальнейшем установленный распорядок не менялся ни на суше, ни на море.
Жорж Сименон всегда много и упорно работал, и в молодые годы сочинительства "развлекательных романов", и позднее, при создании цикла о Мегрэ и большого числа социально-психологических, "трудных романов" (авторская терминология).
С 1923 по 1931 год, то есть в возрасте от 19 до 28 лет, Жорж Сименон написал 181 "развлекательный роман", 1075 рассказов для взрослых и 150 рассказов для детей.
Титанический труд!
Первым детективным романом Жоржа Сименона является, по мнению литераторов, "Нокс неуловимый" (1926, под псевдонимом Кристиан Брюлл). В нём действует герой, напоминающий Арсена Люпена, с его первым сыщиком - Ансельмом Торресом. Осенью 1927 Сименон пишет детективный роман "Мадемуазель Икс", с детективом-женщиной по прозвищу "Икс". Да и в его "развлекательных романах" есть немало случаев преступлений с расследованиями. Выведен там и прообраз будущего основного героя - умного и чуткого комиссара Мегрэ ("Безымянный влюблённый", "Женщина, которая убивает", "Невеста с ледяными руками" и др.).
"...Мегрэ - это, в какой-то мере, видоизменённый детектив Жарри (прошлых лет). Ведь он тоже живет многими жизнями, но, правда, это жизни других людей, в которых в какой-то момент он перевоплощается..." - говорил и признавался как-то Сименон.
Примерно в эти же годы друг Сименона, писатель Жозеф Кессель, обратился к нему с просьбой срочно написать для журнала "Детектив" серию интересных рассказов, в каждом из которых должно совершаться таинственное, интригующее преступление; причём, в очередном номере журнала такой детективный рассказ должен обрываться, чтобы читатели сами пытались "найти в разоблачить преступника" и прислать свой вариант решения ко времени выхода следующего номера, когда печаталось истинное окончание рассказа, и начинался уже новый детективный рассказ. Таким образом появилось потом три сборника детективных новелл Жоржа Сименона под названием: "Тринадцать тайн", с самоуверенным детективом-любителем Жозефом Леборнь, легко распутывавшим хитроумные уголовные дела на основании лишь сведений и подробностей из газетных сообщений; "Тринадцать загадок", с проницательным инспектором с кличкой "Ж-7", и "Тринадцать виновных", с опытным следователем Фронже, неопровержимых в своих логических рассуждениях и доказательствах. Судя по характеру изображённых в этих новеллах сыщиков Жорж Сименон отлично изучил английскую детективную классику, с их излюбленной и традиционной аналитической дедукцией, и отдал дань этому стилю в указанных трех сборниках.
В начале 1929 Жорж Сименон приобретает в Фекане одномачтовый парусник "Остгот", на котором этой же весной отправляется плавать теперь уже по большим каналам Франции, потом по Маасу, дойдет до Северного моря и остановится в июле в небольшом порту Делфзейле, на севере Голландии. Знаменательна его повторная остановка в том же голландском порту Делфзейле в сентябре 1929 из-за небольшого ремонта парусника. Пока парусник ремонтировался в этом порту, Жорж Сименон за 4-5 дней отпечатал на ма-Ияинке, на борту "Остгота", роман "Питер-Латыш", в котором и "родился" комиссар Мегрэ, широкоплечий, грузный человек, в шляпе-котелке и плотном драповом пальто с бархатным воротником и неизменной трубкой в зубах. Таким мы будем знать много лет умного психолога, полицейского комиссара Жюля Мегрэ.
Во время следующего плавания на паруснике "Остгот" Жорж Сименон пишет ещё три романа из цикла о комиссаре Мегрэ, теперь уже по договорённости с крупным издателем Файаром - "Господин Галле скончался", "Повесившийся на вратах церкви Сен-Фольен", "Коновод с баржи "Провидение", а в сентябре, уже в Париже, ещё один роман этого же цикла - "Цена головы". Удовлетворённый успехом у читателей и критики, Жорж Сименон и в дальнейшем долго не расстанется потом со своим основным героем детективного цикла романов, комиссаром Мегрэ. Одновременно он детально знакомится с характером и практикой следственных дел, с любезного разрешения директора уголовной полиции Ксавье Гишара, периодически присутствует "на летучках" - докладах оперативных групп, а иногда даже участвует в самих расследованиях. Теперь Сименон "вооружён знаниями", а не только своей богатой фантазией. В 1930-1931 годах издательство Файара выпускает пять романов цикла о комиссаре Мегрэ, и за каких-то полтора-два года талантливый автор этил понравившихся многим книг стал хорошо известен во Франции, а ещё через несколько лет к Жоржу Сименону приходит и мировое признание. Так неведомый ранее Жорж Сим (один из его многочисленных прежних псевдонимов) стал популярным для многих писателем Жоржем Сименоном.
За сравнительно небольшой период с 1929 по 1933 год Жорж Сименон написал 19 книг о Мегрэ, относимым к первому периоду этого большого детективного цикла талантливого писателя.
Появление этого нового образа повлекло за собой заметные изменения в "самой ткани повествования", придало новый характер жанру французского детективного романа. Хотя внешне и сохраняется обычная схема жанра: совершено преступление; появляются первые данные и улики, но они не всегда ведут по правильному пути; умный сыщик-герой всё же находит правильное, всегда неожиданное для всех решение, разоблачающее истинного преступника. Но эта привычная схема детективного произведения у Жоржа Сименона наполняется социально-разоблачительным содержанием и нередко становится лишь внешней канвой для яркого изображения общественной среды и столкновения характеров.
Читательская известность и популярность родившегося из-под пера Жоржа Сименона скромного, но опытного и умного, справедливого полицейского комиссара Жюля Мегрэ оказалась настолько значительной, что в 1966 в голландском городке Делфзейле, где в первом романе цикла "родился" комиссар Мегрэ, был даже поставлен памятник этому литературному герою, с официальным вручением Жоржу Сименону свидетельства о "рождении" прославленного Мегрэ, где значилось следующее: "Мегрэ Жюль, родился в Делфзейле 20 февраля 1929 года.... в возрасте 44-х лет... Отец - Жорж Сименон, мать неизвестна...".
На это торжество прибыли издатели, писатели и актёры, исполнявшие в разное время роль Мегрэ в театре и кино. Бургомистр города вручил Жоржу Сименону указанное свидетельство о рождении Мегрэ. Это ли не феномен популярности!
В цикле о комиссаре Мегрэ около 80 романов и повестей; последний роман о нём написан в 1972, когда популярный писатель принял твёрдое решение прекратить писать беллетристику ("Мегрэ и мсье Шарль" - последний роман о Мегрэ), решив, из-за ухудшения здоровья, заняться лишь мемуарами.
Кроме этого большого детективного цикла о комиссаре Мегрэ, который Жорж Сименон писал в течение всего своего основного творческого периода (1929-1972), была ещё небольшая серия коротких детективных повестей, новелл и рассказов о деятельности частного детективного "агентства ноль" (1934-1938) - "Три моторных лодки в небольшой бухте", "Досье Агентства ноль", сборник "Маленький доктор" и др. Однако ни они, ни образы их детективов не оставили заметного следа, особенно в сравнении с циклом о Мегрэ.
Несмотря на успех уже первых романов о Мегрэ и их быстро нарастающую популярность, сам Жорж Сименон продолжительное время не относился серьёзно к своей детективной серии, считая и эти свои романы лишь "коммерческими", как в начале творчества относился он и к своим "развлекательным романам".
Был даже период, когда Сименон решил расстаться с комиссаром Мегрэ. Однако последовала буря читательского протеста, десятки тысяч писем, а также настояние издателя, поэтому Сименону пришлось сдаться (аналогично случаю с Шерлоком Холмсом у Конан Дойла). Да и сам Жорж Сименон, видимо, привык к своему мудрому и честному литературному герою, "сжился" с Мегрэ. И вот в тревожное лето 1938, когда нависла реальная угроза второй мировой войны, снова появился роман о симпатичном комиссаре Мегрэ ("Мегрэ возвращается"), и с тех пор новые и новые романы этого популярного детективного цикла будут периодически выходить вперемежку с основными, "трудными" (как их назвал писатель), социально-психологическими романами, до самого последнего в 1972. В среднем по два "Мегрэ" в год.
30-е годы, особенно вторая их половина (1936-1940), были для Сименона до предела насыщены творчеством. Он много пишет и публикует. Менее чем за десять лет Жорж Сименон опубликует (помимо указанного цикла "Мегрэ", а это 2-3 книги в год) более 30 "трудных", социально-психологических романов, которые он всегда считал основными в своём творчестве. Все они были посвящены наиболее волнующим его общественно-социальным темам: проблемы колониализма, расизма, преступности и причин её роста, взаимоотношений человека и общества, семьи, поколений и т. п.
Особенно близка писателю была тема "маленького человека", постоянного персонажа его произведений, частенько доведенного непреоборимыми экономическими и нравственными факторами до отчаяния и нарушения закона.
"Трудные" романы талантливого писателя всегда написаны были ярко и интересно, и вскоре также завоевали большую читательскую известность и популярность, хорошо принимались критикой. И здесь успех сопутствовал Жоржу Сименону, но он по-прежнему "не почиет на лаврах славы" и ещё больше трудится.
Вторая мировая война застала Жоржа Сименона в небольшом селении Ниэль-сюр-Мер (неподалеку от Ла-Рошели), куда он переселился летом 1939 с женой и родившимся в апреле первенцем Марком. Бельгиец по национальности, Жорж Сименон не хотел вернуться на родину, уже оккупированную немецкими войсками. Да и по возрасту он не подлежал призыву в армию. Всю войну он провёл по-прежнему во Франции, живя близ Ла-Рошели. Как истый патриот, он и там не сидел сложа руки, а помогал, как мог и чем мог, бельгийским беженцам, устремившимся от фашистов подальше во Францию. Сименон помогал своим соотечественникам их обустройству, дальнейшей эвакуации поближе к Атлантическому побережью и подальше от уже вторгшихся во Францию нацистских войск. В архиве писателя хранятся почётные бельгийские и французские награды, полученные им за содействие в освободительной борьбе. И в то же время Сименон не прекращает писать (романы "Грязь на снегу", "Поезд", "Клан остендцев" и др.).
Позднее Жорж Сименон посещает Лондон, а в 1945-1946 годах - США. Он много путешествует и снова пишет целый ряд романов. К тому времени он уже разошёлся с женой, а в США женится вторично, на 25-летней Дениз, канадке по национальности (Жоржу Сименону было тогда 42 года). В Америке у них родятся сын Джонни и дочь Мари-Жорж. Им он уделяет много внимания, очень любит свою молодую жену. Находясь недолго в Канаде, Жорж Сименон и там пишет роман "Три комнаты в Манхеттене", который критики назвали "сотый Сименон, первый роман о любви".
Жорж Сименон и во время пребывания в США пишет свои "трудные", социально-психологические романы ("Новый человек в городе", "Смерть Беллы", "Братья Рико" и др. (1948-1949). Не забывает он здесь и о Мегрэ. В них отражена продажность политических деятелей, гангстеризм, расовая дискриминация, бесправие и нищета европейских иммигрантов.
В марте 1955 Жорж Сименон окончательно покидает Америку. Некоторое время он потом живёт на побережье Средиземного моря Франции, преимущественно в Канне. Здесь он заканчивает свой "американский цикл" романов, продолжая разрабатывать важные для него аспекты типа "человек и его судьба", пишет ряд значительных романов ("Президент" и др.).
В июле 1955 Жорж Сименон переезжает в Швейцарию, поселившись в Эшандане, неподалеку от Лозанны. И, как всегда и везде, продолжает писать, хотя число его романов теперь несколько сокращается, в среднем до 4-5 в год, в том числе не менее двух "Мегрэ" ("Переход через рубеж", "Мегрэ путешествует" и др.). В 60-х годах Жорж Сименон, много всегда путешествовавший, окончательно избирает Швейцарию местом своего постоянного проживания. Здесь, по его личному плану, строится большой дом со всеми удобствами в местечке Эпаленж, в семи километрах от Лозанны, где он и поселяется окончательно в 1964 году. В этом удобном доме и небольшой усадьбе вокруг него Жорж Сименон уединяется, до минимума сокращает число посетителей, лишь в два с половиной месяца раз устраивает несколько дней "открытых дверей", когда популярный писатель отдает всего себя прессе, радио, телевидению, да и для всех тех, кто желает его видеть и поговорить.
В 1970 году выходят из печати мемуары Жоржа Сименона "Когда я был старым", а в 1972 году он решительно объявляет прессе о том, что перестает писать романы, будет заниматься лишь мемуарными произведениями. Он навсегда покидает Эпаленж, свой удобный большой дом в Эпаленже, и поселяется в Лозанне, в старинном домике на склоне холма, вблизи все того же Женевского озера. Этот домик окружен небольшим садом. Посреди аккуратно-подстриженного зеленого газона возвышается огромный Ливанский кедр, как бы охраняющий этот тихий, уютный уголок живой природы и само уединенное жилище уже старого, талантливого и популярного писателя-гуманиста, образно и метко прозванного "адвокатом людей". Достигнув 70-летнсго возраста, пройдя сложный и трудный путь писателя и человека, Жорж Сименон, по его собственным словам, научился дорожить немудреными человеческими радостями И в то же время это по-прежнему пытливый свидетель, глубоко переживающий все потрясения своей эпохи, и сама современность всегда остаётся в центре его интересов, переживаний, раздумий...
Жорж Сименон и в очень пожилом возрасте не оставил любимую им всегда литературу, и лишь сменил пишущую машинку на магнитофон, глубоко отдаваясь своим воспоминаниям, выражавшимся теперь в мемуарных записях.
Творческое наследие писателя поистине удивительно! Оно поражает и количеством написанного и всемирным успехом его произведений. За 43 года основной части творчества, с 1929 по 1972 год, им опубликовано 214 томов. Из них только популярного цикла "Мегрэ" - около 80 романов. А ведь и до 1929 года перу Жоржа Сименона, тогда еще молодого писателя, принадлежит около 300 "развлекательных романов", и еще множество рассказов и новелл Да и после 1972 года - десятки томов мемуаров (одна лишь серия "Я диктую" содержит 21 том; 1975-1981). И все это написано одним человеком! Поразительно!
Произведения талантливого и популярного Жоржа Сименона почти непрерывно переиздаются во многих странах; и раньше, и теперь. По данным ЮНЕСКО, Жорж Сименон - один из самых читаемых в мире авторов литературных произведений. Его книги переведены на множество языков и выходят миллионными тиражами. Изданное несколько лет назад во Франции 72-томное собрание сочинений содержит 330 произведений Жоржа Сименона.
Очень много интересных произведений Жоржа Сименона (как "трудных", так и цикла "Мегрэ") уже экранизировано и продолжают и теперь служить, сюжетами для кино, радио, телевидения. Одних только "Мегрэ" - свыше 70 фильмов. Создавались фильмы о расследованиях преступлений комиссаром полиции Жюлем Мегрэ не только во Франции, но и в Италии, Англии, ФРГ и у нас Несколько лет назад итальянский режиссер Марио Ланди снял для телевидения длинный сериал о Мегрэ, с популярным Джино Черви в главной роли комиссара. Во Франции почти постоянным исполнителем роли Мегрэ был Гарри Баур, а после его смерти - Жан Габен. Во время открытия памятника этому популярному литературному герою в 1966  в голландском городке Делфзейле собралось на торжество 13 исполнителей его роли в кино из всех стран. Такова широкая известность славного и мудрого комиссара французской полиции Жюля Мегрэ. И его талантливому автору!




 

22 декабря - 155 лет со дня рождения Джакомо Пуччини (1858-1924), итальянского композитора.

Потомок старинного рода музыкантов, пятый из семи братьев, в шесть лет он потерял отца - органиста и регента Луккского собора. Учился музыке в местном институте "Пачини" и в Миланской консерватории (у Понкьелли и Бадзини). В Милане же выступил в 1884 году с первой оперой "Виллисы", имевшей большой успех. Ещё больший резонанс получила в Турине в 1893 году опера "Манон Леско". Затем последовал роман с Эльвирой Бонтури ин Джеминьяни, которая только после смерти мужа в 1904 году узаконила свои отношения с Пуччини, - эта связь была прочной, несмотря на многочисленные любовные увлечения композитора. С 1891 года живёт в Торре дель Лаго (идеальное место для охоты и рыбной ловли) и окрестностях, где рождаются другие его знаменитые оперы. Достигший международной известности, выдержавший нападки национальной критики, вызванные его выступлением против первой мировой войны, совершает многочисленные поездки за рубеж, в том числе и в поисках материала для своих произведений.
Оперы: Виллисы (1884), Эдгар (1889), Манон Леско (1893), Богема (1896), Тоска (1900), Мадам Баттерфляй (1904), Девушка с Запада (1910), Ласточка (1917, 1920), Триптих: Плащ, Сестра Анжелика, Джанни Скикки (1918), Турандот (1926).
Оперный композитор в полном смысле слова, Пуччини считается подлинным продолжателем традиций Верди в итальянском музыкальном театре. Вместе с тем его художественный мир отличается от мира Верди, будучи сформированным в другой исторический период. Это период fin de siecle (конца века - франц.), отличавшийся и в Италии поверхностным спокойствием и поисками внешних украшений, был отмечен начавшимся кризисом, который ещё больше обостряла упорно развивавшаяся наука (в особенности марксизм и психоанализ). Пуччини явился выразителем различных идеологических течений и настроений, которые он со всем своим редкостным драматическим чутьём сумел использовать и слить воедино с мастерством и постоянным обновлением выразительных средств (достигнутым также отчасти композиторами других стран, создавшими передовой музыкальный язык, - прежде всего Массне, Дебюсси и другими), до такой степени влившись в поток общеевропейского искусства, что его могли обвинять в уклонении от "национального искусства" ради пресного, хотя и хорошо разработанного "интернационального жанра".
Вкус к живописи, воссоздающей определённую среду (с примечательными обращениями к экзотике), хроматизм, восходящий к Вагнеру и импрессионизму, "сумеречничество" (от итал. crepuscolarismo - направление в итальянском театре конца XIX века) и декаденство, выразившиеся в постоянной меланхолии, с которой порой удачно контрастирует блистательное веселье вставных номеров, мрачное освещение реальности в согласии с приёмами натурализма и веризма, склонность к "слёзной комедии" - таковы наиболее явные компоненты опер Пуччини, облечённые в цельный музыкальный язык, в котором откровенно выразилась и сама его личность. Все выразительные средства без всяких изысков передают суть латинской души, чувственной и страстной в выражении горя и радости, жаждущей излиться в мелодичном пении, так, как это было у великих оперных композиторов-итальянцев XIX века, то есть естественно и непосредственно. Именно благодаря мелодизму и достижениям в вокальной области Пуччини намного опережает других своих современников. Хотя его личность ярко проявилась в свойствах гармонической палитры и в искусной оркестровке (пластичной и строго архитектоничной, но при этом не чуждой эскизности, импровизации), именно человеческому голосу доверяет он задачу выразить свою душу: от гибкого речитатива (так называемого "пения говорком") до вопля и рыдания или бескровной кантилены, преодолевающих напряжение мелодической дуги с сильно взлетающими, подобно буквицам, зубцами. Тщательный и методичный резчик, Пуччини всегда проявлял неудовлетворённость сделанным. Он основательно работал над своими сочинениями и затем вносил в них многочисленные поправки.
Театральный талант Пуччини проявился также в выборе и разработке либретто, к которым он относился с большим интересом, вполне понятным, если учесть значение сюжетов в его операх. Почти все сосредоточенные вокруг женского образа и пропитанные звуковой атмосферой с явными изобразительными намерениями, эти сюжеты свидетельствуют о безупречной технике развития событий и раскрытия судеб и психологии главных действующих лиц, рядом с которыми Пуччини ставит удачных, оригинальных второстепенных персонажей. За исключением единственной великолепной оперы-буффа, "Джанни Скикки" (свидетельствующей о влиянии "Фальстафа" Верди), другие его наиболее типичные произведения заканчиваются трагедией или отягощены её грузом, поскольку любовь, эта великая прядильщица опер Пуччини, обречена стать своего рода искупительным наказанием. Быть может, в "Турандот" композитору удалось бы преодолеть эту тягостную необходимость, создав образ ледяной принцессы, поддавшейся чувству страсти и любви. Но опера обрывается, словно иначе и быть не может, на самозаклании маленькой Лю, жертвующей своей любовью и жизнью ради счастья любимого человека. (Единственное исключение - счастливая любовь Минни, девушки с Запада, но она обретает её ценой резкого отказа от главной роли, от своей реальной сущности).

 



Меню сайта
Форма входа
Привет!
...
Фраза дня
Моя Школа
GalleriX
Календарь
КаленДАРь - праздник на каждый день
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Глобус посещений