Вторник, 24.10.2017, 12:32
Приветствую Вас Гость | RSS

'

стр. 3



22 ноября - 100 лет со дня рождения Бенджамина Бриттена (1913-1976), английского композитора.


Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах.
Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал «Простую симфонию» для струнного оркестра (2-я ред. — 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: «Наши предки — охотники» (1936) — сатира, высмеивающая дворянство; цикл «Озарения» на стихи А. Рембо (1939) и «Семь сонетов Микеланджело» (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.
В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 — начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, «Канадский карнавал» для оркестра, «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини («Музыкальные вечера» и «Музыкальные утра»).
В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он получил заказ на оперу «Питер Граймс», которую закончил в 1945 г. Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Перселла не дававшего шедевров классического уровня. Трагическая история рыбака Питера Граймса, преследуемого судьбой (сюжет Дж. Крэбба), вдохновила композитора на создание музыкальной драмы современного, остро экспрессивного звучания. Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и емкой в стилевом отношении.
Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Дж. Верди. Утонченная изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму К. Дебюсси. Однако все это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов.

За «Питером Граймсом» последовали камерные оперы: «Поругание Лукреции» (1946), сатира «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера «Река Кэрлью» (1964), опера «Блудный сын» (1968), посвященная Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970, по Т. Манну).
Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле «Давайте делать оперу» (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. «Вариации и фуга на тему Перселла» написаны как «путеводитель по оркестру для молодежи», знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Перселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы «Дидона и Эней» и других произведений, а также новый вариант «Оперы нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша.
Одна из главных тем творчества Бриттена — протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира — получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961), где наряду с традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи У. Одена.
Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в XX в. «Моя заветная мечта — создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам... Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства».





22 ноября - 85 лет со дня рождения Николая Николаевича Добронравова (1928), поэта.


Лауреат Государственной премии СССР
Родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде. В начале войны был эвакуирован в Горький. С 1942 года жил и учился под Москвой, в Малаховке, где и окончил среднюю школу с золотой медалью.
Николай Добронравов имеет два высших образования: он окончил Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе и Московский городской педагогический институт. В 1950-х и в начале 1960-х годов работал актером в Московском театре юного зрителя. Сыграл много ведущих ролей в спектаклях классического и современного репертуара. В эти годы Николай Добронравов начал профессионально заниматься литературной работой. Вместе со своим соавтором артистом Московского ТЮЗа Сергеем Гребенниковым он пишет новогодние сказки, которые ставятся во дворцах культуры и клубах Москвы, в Московском Кремле. В соавторстве с С. Гребенниковым создает инсценировки и оригинальные пьесы для детского и музыкального вещания Всесоюзного радио, а также пьесы для кукольных театров "Колосок — волшебные усики", "Тайна старшего брата", которые были поставлены в кукольных театрах Москвы, Ленинграда, других городов Российской Федерации, за границей.
В 1960 году Николай Добронравов и Сергей Гребенников пишут пьесу "Загорается маяк", премьера которой состоялась в Московском театре юного зрителя и в течение нескольких лет с успехом шла на сцене этого театра. (Пьеса "Загорается маяк" издана в 1962 году в "Молодой гвардии").
Тогда же, в начале 1960-х годов, по либретто Н. Добронравова и С. Гребенникова в Куйбышевском театре оперы и балета была поставлена опера "Иван Шадрин" (музыка Василия Дехтерева). В эти годы вместе с С. Гребенниковым написаны повести для детей и юношества "Отчаянный, отчаливай!", "Скоро каникулы", "Третий не лишний" (М.: Молодая гвардия), "Остров Ястребиный рог" (издательство "Млада лета", ЧССР).
В середине 1960-х годов Н. Добронравов заканчивает свою актерскую карьеру и целиком переходит на литературную работу. В июне 1970 года его принимают в Союз писателей СССР. С 1970 по 1990 год в столичных издательствах выходят несколько поэтических сборников Николая Добронравова — "Созвездие Гагарина", "Стихи и песни", "Таежные костры", "Вечная тревога", "Стихотворения". Стихи Н. Добронравова — это лирические раздумья о прошедшей войне, которую он помнит с детства, это поэтические новеллы о театре и о людях искусства, о встречах с друзьями на разных меридианах нашей планеты и стихи о вечных категориях жизни — о добре и зле, о любви и ненависти.
Особую популярность приобрели песни, написанные на стихи Николая Добронравова композиторами Л. Афанасьевым, А. Бабаджаняном, Поладом Бюль-Бюль оглы, С. Кацем, Э. Колмановским, К. Листовым, Е. Мартыновым, А. Островским. С композитором Микаэлом Таривердиевым написаны песни "Ты не печалься", "Маленький принц", "Садовое кольцо". Самые известные, самые популярные песни написаны Н. Добронравовым со своей супругой — композитором Александрой Пахмутовой.
В стихотворении "Пластинка памяти моей" у Н. Добронравова есть такие строки: ". И нету жизни без судьбы, "И без судьбы нет песни". В песенных стихах поэта — судьба страны, судьба народа. И прежде всего — память о Великой Отечественной войне: "Белоруссия", "Дети войны", "Кто отзовется".
Н. Добронравов много ездит по стране. Появляются циклы песен, посвященные современникам, строителям Сибири: "ЛЭП-500", "Письмо на Усть-Илим", "Девчонки танцуют на палубе", "Главное, ребята, сердцем не стареть!", "Марчук играет на гитаре", "Прощание с Братском". О поездках в Сибирь, о героях этих песен вместе с С. Гребенниковым написана книга очерков и рассказов "В Сибирь за песнями" (1964).
Судьба поколения поэта Н. Добронравова — это судьба начала космической эры на планете. О летчиках и космонавтах написаны песни: "Обнимая небо", "Мы учим летать самолеты", "Запевала звездных дорог", "Знаете, каким он парнем был", "Смоленская дорога", "Как нас Юра в полет провожал", "Созвездие Гагарина".
Н. Добронравов побывал на нескольких олимпиадах. О спорте, о спортсменах написаны песни "Звезды Мехико", "Да разве сердце позабудет", "Команда молодости нашей", "Мне с детства снилась высота", "Богатырская наша сила", "Трус не играет в хоккей", "Герои спорта", "Марафон", "Эстафета", "До свидания, Москва!" (прощальная песня Олимпиады-80).
Герой песен Н. Добронравова — человек-труженик, человек долга: "Магнитка", "Геологи", "Усталая подлодка", "Смелость строит города", "Яростный стройотряд".
О детях, о молодежи написаны песни "Орлята учатся летать", "Звездопад", "Любовь, комсомол и весна", "Сигнальщики-горнисты", "Отрядные песни", "И вновь продолжается бой".
Среди сочинений Н. Добронравова много лирических песен: "Мелодия", "Нежность", "Нам не жить друг без друга", "Люби меня!", "Как молоды мы были", "Надежда", "Добрая сказка", "Я не могу иначе", "Вера", "Птица счастья".
В 1990-е годы написаны песни, среди которых наибольшую известность получили "Русский вальс", "Вишневый сад", "Остаюсь с обманутым народом", "Звездная река", "Песенка о господах и госпоже", "Находка", "Мать и сын".
В 2001 году вышел в свет сборник стихов "Вера моя" (издательство Московской организации Союза писателей), а в 2005 году в издательстве "ЭКСМО" — сборник стихов "Светит незнакомая звезда".
Песни на стихи Н. Добронравова исполняли выдающиеся исполнители: С. Лемешев, Г. Отс, Л. Зыкина, Ю. Гуляев, М. Магомаев, И. Кобзон, М. Кристалинская, Л. Лещенко, Н. Мордюкова, Э. Пьеха, Т. Гвердцители, А. Градский, Э. Хиль, Ю. Богатиков, В. Толкунова, Л. Сенчина, Юлиан, ансамбли "Песняры", "Пламя", "Самоцветы", "Надежда", "Верасы", "Добры молодцы", "Сябры", группа Стаса Намина и многие другие.
Н. Добронравов — лауреат Государственной премии СССР (1982), лауреат премии "Российский Национальный Олимп" в номинации "Выдающиеся деятели культуры" (2004). Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (2003).
Живет и работает в Москве.





22 ноября - 50 лет со дня рождения Илзе Марисовны Лиепы (1963), российской балерины.


Всю жизнь для меня было загадкой:
талант дается Богом как награда или как испытание?
И думается мне, все, что ведет человека к творчеству,
- это награда, но вся жизнь - испытание.

 Илзе Лиепа - из предисловия к книге об отце.

 Хрупкая, невесомая… Илзе Лиепа чем-то похожа на капризное оранжерейное растение. Но первое впечатление обманчиво: за внешней изнеженностью скрываются огромная внутренняя сила и готовность следовать своему Пути, определенному свыше. Спокойный взгляд, гордая осанка, уверенная речь. У Илзе есть своя шкала ценностей. Это и позволяет ей оставаться такой, какой ее видят все: яркой, потрясающей, талантливой, красивой.
 «Задумайтесь, мы ведь часто говорим: «Тебе дан такой талант!» Тебе «дан»! А кем «дан»? Ответ один - Богом. Профессия же учит тому, как отдавать этот талант людям и как им управлять. В моем случае это профессия актрисы и балерины. Поэтому я всегда воспринимала творческих людей как передатчиков неких энергий». Балет для Илзе - не просто закономерный выбор профессии, а сама жизнь. «Думаю, этой профессией «заразил» нас отец. Делая свои первые шаги в театре, я часто ловила себя на мысли, что мне необходимо освобождаться от некоего творческого заряда, который, если ему не дать выхода, может просто разорвать меня изнутри. Творчество мне необходимо как вода».
 По мнению Илзе, жизнь со дня сотворения мира не изменилась. Изменился образ жизни. Сам человек по своей сути не стал лучше от того, что живет в теплой квартире и ездит на автомобиле. «Сегодня сложно людям, у которых нет стержня, а стержнем может быть только вера». А у Илзе Лиепа она есть.
 Илзе Лиепа родилась в Москве в семье драматической актрисы Маргариты Жигуновой и известного танцовщика Мариса Лиепы.
 В 1981 году после окончания Московского академического хореографического училища (класс Наталии Золотовой) её долго не брали в труппу Большого театра. Попасть туда она смогла только ценой ухода из театра своего отца – Мариса Лиепы.
 В начале своей карьеры исполняла характерные танцы в операх: «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Млада», «Травиата»... С огромной благодарностью вспоминает Илзе Анатолия Романовича Симачёва, готовившего с ней партию Мерседес в «Дон Кихоте» принесшую ей успешный балетный дебют, состоявшийся в Кишинёве во время гастролей Большого театра.
 4 декабря 1989 года на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского состоялся ее первый творческий вечер, в котором Илзе танцевала семь хореографических номеров и балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку К.М.Вебера (в дуэте с Андрисом Лиепой). В течении следующего года балерина подготовила еще два своих творческих вечера с новой программой (режиссер А.Чижова). С тех пор практически ежегодные «бенефисы» Илзе Лиепа на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского или Театра оперетты уже стали некой традицией для балетной жизни Москвы.
 На одном из своих творческих вечеров Илзе станцевала «Кармен-сюиту» Ж.Бизе–Р.Щедрина в постановке Альберто Алонсо, став первой русской балериной, решившейся выступить в партии Кармен после Майи Плисецкой.
 Одним из последних ярких событий, всколыхнувших театральную Москву, стали прошедшие в январе 2003 года на Новой сцене Большого театра творческие вечера Илзе «Жизнь без слов», в котором принимали участие звезды российского и мирового балета.
В настоящее время много выступает в России и за рубежом в сольных и концертных программах с классическим и современным репертуаром: "Лебедь", "Видение розы", "Шехерезада", "Мадам Бовари", в номерах, поставленных К.Голейзовским и Л.Якобсоном. Специально для нее сочинены хореографические миниатюры балетмейстера Д.Брянцева, Г.Алексидзе, Т.Сердюковой.Многие зрители узнали Илзе еще и благодаря кино. Последние годы активно сотрудничает с драматическим театром.
В 1991 году Илзе Лиепа окончила педагогическое отделение ГИТИСа. С 1994 года - художественный руководитель ассоциации "Золотой век", а в настоящий момент - член правления Благотворительного Фонда имени Мариса Лиепы.
 В 1996 году удостоилась звания Заслуженной артистки России, а в 2002 году было присуждено звание Народной артистки России.
 В 2003 году Илзе стала обладателем национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "Лучшая женская роль в балете"
 Поразительная преданность профессии, унаследованная от отца, феноменальная работоспособность, талант, одержимость, упрямое желание всячески расширить театральный репертуар – заставляют Илзе Лиепа часто идти на риск, пробовать, искать, не останавливаться на достигнутом. Именно поэтому ей так часто сопутствует успех.







23 ноября  - 105 лет со дня рождения Николая Николаевича Носова (1908-1976), писателя.



Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье регента церковного хора (в советских биографиях писали «в семье артиста-эстрадника»). Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.
Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Павел, и младшие брат и сестра, Мать Николая была домохозяйкой, а отец – эстрадным артистом. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актером. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки и Николай понял, что учиться музыке не легко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлось на тяжелейший период в российской истории: Первую мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, и отсутствие тепла и электричества холодной зимой, и болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потмучто все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».
Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.
После Гражданской войны Николай увлекся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал,- «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучатся в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошел работать на Ирпенский кирпичный завод. Но, перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлекся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году Николай Носов перевелся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он оканчивает его и до 1951 года работал постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Носов занимается режиссурой учебных фильмов для Красной Армии, за эту деятельность награжден в 1943 году орденом Красной Звезды. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны.
Как говорил сам Носов, в литературу он пришёл случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников.
Николай Носов начал публиковать свои рассказы в 1938: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др., Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945.
Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951); кинофильм «Два друга» по книге, 1954.
Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965).. Роман-сказку с элементами научной фантастики и политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне», экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения.
Одним их первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М. Лаптев (1905—1965) — художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев, Г. Огородников и другие.
Автобиографическое произведение писателя — «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. — «Между годом и двумя», 2-я ч. — «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977, вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» и «Всё впереди», обе 1976).
Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
В 1997—1999 годах студией FAF Entertainment был создан мультфильм «Незнайка на Луне» по одноимённой книге Н. Н. Носова.
В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.




24 ноября  - 300 лет со дня рождения Лоренса Стерна (1713-1768), английского писателя.


СТЕРН, ЛОРЕНС (Sterne, Laurence) (1713–1768), английский романист. Самое значительное его произведение "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" было предвестником романа «потока сознания» в литературе 20 века.
 Родился 24 ноября 1713 в Клонмеле (Ирландия). В годы его детства семья перемещалась по Англии и Ирландии, следуя за отцом, армейским прапорщиком. Затем мальчика определили в школу поблизости от Галифакса. В 1733 при содействии двоюродного брата Р.Стерна он был зачислен стипендиатом в Джизас-колледж Кембриджского университета. Получил степени бакалавра (1736) и магистра искусств (1740); был рукоположен в диаконы (1736) и в священники (1738). В том же году стал викарием в Саттоне, а затем благодаря влиянию своего дяди Ж.Стерна, влиятельного в Йорке священнослужителя, – пребендарием в Йоркском кафедральном соборе (1738).
Стерн без особого рвения служил в своем приходе, недолго, но весьма деятельно участвовал в политической жизни Йорка на стороне вигов, безуспешно пробовал себя в фермерстве и предавался любимым занятиям – рисованию, музыке, чтению. В его проповедях, созданных в эти годы и впоследствии опубликованных, уже заметно прославившее его своеобразие стиля.
Домашняя жизнь Стерна в эти годы складывалась неблагополучно из-за его романических увлечений и психической неуравновешенности жены; вдобавок вдовствующая мать и сестра предъявляли неумеренные, по его скромным доходам, денежные требования. Эти обстоятельства сильно повредили его репутации в глазах будущих биографов. Между тем здоровье Стерна было подорвано туберкулезом, участились кровотечения, начавшиеся еще в Кембридже. К этому времени он уже попробовал себя в сатирическом жанре, написав небольшой памфлет Политический роман (A Political Romance, 1759), поводом для которого послужили склоки в церковных кругах Йорка. Памфлет вскоре изъяли, но Стерн, обнаружив в себе литературный дар, взялся писать Тристрама Шенди – поначалу как сатирическую «смесь» (miscellany). Вышедшие в начале 1760 первые два тома покорили Лондон, и приехавший в столицу автор стал литературной знаменитостью сезона. Триумфы повторялись и в последующие частые наезды Стерна в Лондон. Очередные двухтомные выпуски романа вышли в январе и декабре 1761, в 1765; и последний, 9-й том – в 1767. Собрания Проповедей Йорика (Sermons of Mr. Yorick) выходили в 1760, 1766 и 1769 (посмертное издание).
Успех ждал Стерна и в светском обществе континентальной Европы, куда он выезжал на лечение в 1762–1764 и 1765–1766. Его чествовали в Париже, затем писатель долго жил на юге Франции и ездил в Италию. Материалы этих путешествий вошли в 7-й том Тристрама Шенди и легли в основу последней книги Стерна, Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии (A Sentimental Journey through France and Italy by Mr. Yorick). Умер Стерн в Лондоне 18 марта 1768.
Шедевром Стерна безоговорочно признан Тристрам Шенди (Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman). На первый взгляд роман представляется хаотической мешаниной занятных и драматических сцен, мастерски очерченных характеров, разнообразных сатирических выпадов и ярких, остроумных высказываний вперемежку с многочисленными типографскими трюками (указующие пальцы на полях, зачерненная («траурная») страница, обилие многозначительных курсивов). Рассказ постоянно уходит в сторону, перебивается забавными и порою рискованными историями, каковые щедро доставляет широкая начитанность автора. Отступления составляют ярчайшую примету «шендианского» стиля, объявляющего себя свободным от традиций и порядка. Критика (прежде всего С.Джонсон) резко осудила писательский произвол Стерна. На деле же план произведения был продуман и составлен куда более внимательно, чем казалось современникам и позднейшим викторианским критикам. «Писание книг, когда оно делается умело, – говорил Стерн, – равносильно беседе», и, рассказывая «историю», он следовал логике живого, содержательного «разговора» с читателем. Подходящее психологическое обоснование он нашел в учении Дж.Локка об ассоциации идей. Помимо разумно постигаемой связи идей и представлений, отмечал Локк, бывают их иррациональные связи (таковы суеверия). Стерн разбивал крупные временные отрезки на фрагменты, которые затем переставлял, сообразуясь с умонастроением своих персонажей, от этого его произведение – «отступательное, но и поступательное в одно и то же время».
Герой романа Тристрам – вовсе не центральный персонаж, поскольку вплоть до третьего тома он пребывает в зародышевом состоянии, затем, в период раннего детства, возникает на страницах от случая к случаю, а завершающая часть книги посвящена ухаживанию его дядюшки Тоби Шенди за вдовой Водмен, вообще имевшему место за несколько лет до рождения Тристрама. «Мнения» же, упомянутые в заголовке романа, по большинству принадлежат Вальтеру Шенди, отцу Тристрама, и дядюшке Тоби. Любящие братья, они в то же время не понимают друг друга, поскольку Вальтер постоянно уходит в туманное теоретизирование, козыряя древними авторитетами, а не склонный к философии Тоби думает только о военных кампаниях.
Комическое преобладает в Тристраме Шенди, однако ближе к концу романа, в угоду читательским ожиданиям, сатиру и задорный смех первых томов потеснили патетический тон и сентиментальные эпизоды (отступление о Лефевре в шестом томе и образ добрейшего дядюшки Тоби). «Чувствительность» (не без оглядки на С.Ричардсона) Стерн еще более усилил в Сентиментальном путешествии. Внешне оно организовано лучше, чем Тристрам Шенди, – это короткие рассказы о путешествии по Франции (писатель не успел закончить раздел, посвященный Италии). Его роман дал название новому литературному направлению – сентиментализму.
Читатели-современники объединяли Стерна с Рабле и Сервантесом, которым он открыто следовал, а позже выяснилось, что он был предвестником таких писателей, как Дж.Джойс, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер, с их методом «потока сознания».





27 ноября  - 60 лет со дня рождения Бориса Борисовича Гребенщикова (1953), певца, музыканта.


Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец – Борис Александрович был научным работником. Мать – Людмила Харитоновна долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований в Ленинградском университете. Супруга – Ирина. Дети: Алиса, Глеб, Василиса.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского государственного университета. Именно там – в комнате за сценой актового зала факультета – стали проходить первые репетиции новой ленинградской рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни. Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.
В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во многом определять направление творческой деятельности коллектива. Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав, просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. Записи были величайшей ценностью, переписывались десятки раз и бережно хранились, благодаря чему современный слушатель и теперь имеет возможность услышать записи Высоцкого, раннего Окуджавы, Галича. Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» в это время записывают альбомы «С той стороны зеркального стекла» (1976), «Все братья – сестры» (1978), созданный в соавторстве с Майком Науменко. Запись этого альбома происходила на полянке между Невой и Смольным – на открытом воздухе. Это был первый альбом с обложкой. Его тираж составил 10 экземпляров и моментально разошелся по рукам.

Читать Дальше>>
Меню сайта
Форма входа
Привет!
...
Фраза дня
Моя Школа
GalleriX
Календарь
КаленДАРь - праздник на каждый день
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Глобус посещений