Вторник, 27.06.2017, 03:13
Приветствую Вас Гость | RSS

'

Ст.2

13 августа - 115лет со дня рождения Альфреда Хичкока (1899-1980), американского кинорежиссёра, автора детективных романов и рассказов

13 августа 2014 года исполняется 115 лет со дня рождения Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock), английского и американского кинорежиссера, продюсера и сценариста.
Альфред Хичкок (Alfred Joseph Hitchcock) родился 13 августа 1899 года в Англии, в местечке Лейтонстоун (Leytonstone) в графстве Эссекс (Essex) в семье бакалейщика. Он был самым младшим из трех детей в семье. Родители Хичкока были строгими католиками.
С 1910 по 1913 год Хичкок воспитывался в иезуитском колледже святого Игнатия (St. Ignatius College) в Лондоне. После окончания колледжа он поступил в инженерно-навигационную школу, где изучал механику, электричество, акустику и навигацию. Параллельно изучал искусствоведение в Лондонском университете.
В разгар Первой мировой войны Хичкок пытался уйти добровольцем на фронт, но из-за чрезмерной полноты его зачислили в резерв, где обучали подрывному делу.
В 1915 году Хичкок устроился электриком в телеграфную компанию Хенли (Henley Telegraph and Cable Company). Так как он неплохо рисовал, то вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании.
Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом.
В 1920 году ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии Paramount).
Вскоре он возглавил отдел титров, а в 1923 году у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако его лента "Номер 13" (Number 13) осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону (Michael Balcon), одному из родоначальников английского кинематографа. Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку "Сад наслаждений" (The Pleasure Garden, 1925).
В 1927 году вышел фильм "Жилец" (The Lodger: A Story of the London Fog) — первый настоящий фильм Хичкока, по выражению самого режиссера. В этом фильме он впервые обратился к жанру триллера, использовал для развития сюжета, прежде всего, визуальные средства, а также впервые появился на экране в крошечной эпизодической роли — камео — которые в будущем стали визитными карточками его картин.
В 1929 году вышел первый звуковой фильм Хичкока (а также первый звуковой фильм в истории британского кино) — триллер "Шантаж" (Blackmail). Вначале он снимался как немой, затем, после закупки в Америке специального оборудования, часть сцен была переснята с синхронным звуком.
Хичкок продолжал разрабатывать свою стилистику в детективе "Убийство" (Murder, 1930) и комедии "Пестро и странно" (Rich and Strange/East Of Shanghai; другой перевод "Богатые и странные", 1932), в которой впервые проявился его неповторимый черный юмор, ставший неотъемлемой чертой творческого почерка режиссера.
Начиная с фильма "Человек, который слишком много знал" (The Man Who Knew Too Much, 1934), Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. За ним последовали "39 ступеней" (The 39 Steps, 1935), "Секретный агент" (The Secret Agent, 1935), "Саботаж" (Sabotage, 1937), "Молодой и невинный" (Young and Innocent 1937), "Леди исчезает" (The Lady Vanishes, 1937). Последняя картина принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру.
Во время съемок фильма "Леди исчезает" Хичкок получил телеграмму от Дэвида Селзника (David Selznick) — продюсера фильма "Унесенные ветром" — с предложением приехать в Голливуд для съемок фильма о гибели "Титаника".
В августе 1937 года Хичкок впервые отправился в Америку на десять дней. Там он заключил контракт с Сэлзником, вступивший в силу с апреля 1939 года. Этот проект не состоялся, но Хичкок остался в США и начал снимать фильмы. В Европу, где началась Вторая мировая война, он так и не вернулся.
Его первой американской лентой стала "Ребекка" (Rebecca, 1939). Этот фильм вошел в пятерку самых кассовых кинолент проката США 1940 года, в том же году картина была отмечена премией "Оскар" в номинации "Лучший фильм года". Хичкок также получил номинацию на премию "Оскар" как лучший режиссер.
Период работы Хичкока с Селзником известен такими шедеврами мастера, как "Подозрение" (Suspicion, 1941), "Саботажник" (Saboteur, 1942), "Тень сомнения" (Shadow of a Doubt, 1943), "Дурная слава" (Notorious, 1946). Фильм "Завороженный" (Spellbound, 1945, номинация за режиссуру) был детективом с фрейдистской подоплекой, сцену сюрреалистического сна поставил для него Сальвадор Дали.
Во время войны Хичкок снял также два короткометражных пропагандистских фильма для британского министерства информации — небольшие картины о французском Сопротивлении.
В конце Второй мировой войны Хичкок и его давний друг Сидни Бернштейн (Sidney Bernstein) основали компанию Transatlantic Pictures, чтобы самостоятельно производить фильмы. Здесь Хичкок снял два фильма — "Веревка" (Rope, 1948) и "Под знаком Козерога" (Under Capricorn, 1948). "Веревка" — знаковая картина в карьере режиссера — это его первый цветной фильм, первый фильм, который он самостоятельно продюсировал, первый фильм, в котором у Хичкока снялся знаменитый американский актер Джеймс Стюарт (James Stewart), и первый фильм, в котором Хичкок экспериментировал с техникой съемки.
Несмотря на все это, независимые фильмы Хичкока не имели большого успеха, и он вынужден был закрыть свою компанию, заключив договор с Warner Brothers Entertainment Inc. на четыре картины. Ими стали "Страх сцены" (Stage Fright, 1949), "Незнакомцы в поезде" (Strangers on a Train, 1951), "Я исповедуюсь" (I Confess, 1952) и "Для убийства набирайте "М" (Dial M for Murder, 1954) — фильм, с которого началось сотрудничество Хичкока с его любимой актрисой Грейс Келли (Greys Kelly), которая снялась подряд в трех его фильмах.
Контакт с Селзником истек в 1947 году, и Хичкок стал снимать фильмы в сотрудничестве с другими продюсерами. В 1953 году студия Paramount предложила Хичкоку контракт, который тот принял, получив с помощью своего агента Лео Вассермана  права на негативы некоторых своих лент.
20 апреля 1955 года Хичкок принял американское гражданство.
1950-е годы стали вершиной творчества режиссера в Голливуде, когда он снял ряд своих лучших картин: триллер "Окно во двор" (Rear Window, 1954, номинация за режиссуру), романтическую детективную комедию "Поймать вора" (To Catch a Thief, 1955), черную комедию "Неприятности с Гарри" (The Trouble with Harry, 1955), комедийный триллер "К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959), провалившуюся в прокате, но высоко оцененную впоследствии рядом критиков ленту "Головокружение" (Vertigo, 1958).
Единственный в его творчестве фильм ужаса "Психоз" (Psycho, 1960, номинация за режиссуру), был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсировал свои картины самостоятельно.
Фильм "Птицы" (The Birds, 1963, по рассказу Дафны Дю Морье) предвосхитил популярную в 1970-е годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.
Начиная с "Птиц", все картины Хичкока снимались на студии Universal, во главе которой стоял близкий друг Хичкока Лео Вассерман. Хичкок продал права на некоторые свои фильмы и серии телевизионного сериала студии в обмен на значительное количество акций, что сделало его одним из крупнейших акционеров Universal.
В 1950-1960-е годы он продюсировал также телевизионные сериалы "Альфред Хичкок представляет" (Alfred Hitchcock Presents, 1955-1962) и "Час Альфреда Хичкока" (The Alfred Hitchcock Hour, 1962-1965).
Последний фильм Хичкока "Семейный заговор" (Family Plot) был снят в 1976 году. В 1978 году он начал работу над сценарием фильма "Короткая ночь", занялся подбором актеров, но вскоре оказался от этой идеи, и решил оставить кинематограф.
За полувековую карьеру Хичкок снял более полусотни фильмов, большинство из которых — триллеры. Хичкока называют мастером саспенса (саспенс — нарастание напряжённого ожидания). Саспенсовые сцены являются неизменным атрибутом большинства его фильмов; он создавал их, мастерски используя кинематографические приёмы (монтаж, углы съёмки, крупные планы, необычные ракурсы и прочее).
Несмотря на пять номинаций, Хичкок ни разу не выиграл премию киноакадемии в конкурсной борьбе, получив лишь почетный "Оскар" (1967).
В марте 1979 года он получил от Американского института кино почетную награду — "За достижения всей жизни" (Life Achievement Award), а в декабре — Орден Британской империи и рыцарский титул от английской королевы Елизаветы II.
29 апреля 1980 года Альфред Хичкок скончался в своем доме в Бель Эйр (Лос-Анджелес, Калифорния). Официальная причина смерти — хроническая почечная недостаточность.
1 мая 1980 года его тело было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.
Имя Хичкока увековечено на голливудской Аллее Славы.
В сентябре 2003 года на территории студии Гейнсборо на севере Лондона был открыт памятник Хичкоку. Памятник под названием "Мастер саспенса" представляет собой гигантскую голову Хичкока размером с трехэтажный дом.
В 2008 году Американский институт кино назвал лучшие жанровые фильмы всех времен в десяти различных жанрах — от вестернов и мелодрам до комедий и мультфильмов. В него попали сразу четыре картины Хичкока, одна из них — "Головокружение" — названа лучшим фильмом в жанре триллера.
Фильм "Психо", по версии Американского института кино, возглавляет список ста лучших остросюжетных американских фильмов XX века.
Хичкок с 1926 года был женат на Альме Ревилль (Alma Reville), монтажере компании Famous Players — Lasky, с которой он познакомился в 1921 году. 7 июля 1928 года родилась их единственная дочь Патрисия (Patricia Alma).

 

24 августа – 175 лет со дня рождения Эдуарда Францовича Направника (1899-1916), русского дирижёра и композитора.

Направник вошел в историю русской музыки как замечательный дирижер и талантливый композитор. Ему принадлежат 4 оперы, 4 симфонии, оркестровые пьесы, фортепианный концерт, камерные ансамбли, хоры, романсы, сочинения для фортепиано, скрипки, виолончели и проч. Как композитор Направник не обладал яркой творческой индивидуальностью; его произведения отмечены влиянием разных композиторов и более других — Чайковского. Однако лучшее сочинение Направника — опера «Дубровский» обладает крупными художественными достоинствами; она принесла автору заслуженную известность. Эдуард Францевич Направник чех по национальности, родился 12 (24) августа 1839 года в Богемии (в деревне Бейшта, близ Кенигреца). Его отец был школьным учителем, руководителем церковного хора и органистом. Будущий композитор получил образование в Органной школе в Праге. В 1861 году Направник переехал в Петербург, где обрел свою вторую родину. Спустя два года он стал репетитором и органистом Мариинского театра. С 1869 года до конца своей жизни Направник оставался главным дирижером этого театра; он выступал также как дирижер симфонических концертов Русского музыкального общества.
В Мариинском театре под руководством Направника было разучено и поставлено 80 опер. В то время как театральная дирекция, отражавшая вкусы аристократических кругов, отдавала предпочтение итальянской опере, он неустанно пропагандировал творчество русских композиторов. Им были осуществлены первые постановки опер Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, (Чайковского, Рубинштейна, Серова; опера Глинки «Руслан и Людмила» впервые прозвучала без купюр и искажений под управлением Направника.
На сцене Мариинского театра Направник поставил также собственные оперы — «Нижегородцы» (либретто П. И. Калашникова, 1868), «Гарольд» (по драме Э. Вильденбруха, 1885), «Дубровский» (по повести А. С. Пушкина, 1894) и «Франческа да Римини» (по трагедии С. Филиппса, 1902).
Русский композитор и дирижер, чех по национальности, с 1861 жил в Петербурге. С 1867 дирижер в Мариинском театре (в 1869-1916 главный дирижер). Осуществил 1-е постановки ряда опер. Среди них «Каменный гость» Даргомыжского (1872); «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882) Римского-Корсакова; «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Демон» Рубинштейна (1875), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского; сочинения Кюи, Серова. Среди 1-х постановок зарубежных опер «Фауст» (1869), «Кармен» (1885), вердиевские «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1894), тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера (1900-05) и другие. Среди сочинений Направника наибольший успех выпал на долю оперы «Дубровский» (1894), удержавшейся на сценах театров. Из других отметим «Франческу да Римини» (1902, Петербург). В целом, творчество Направника как композитора не имеет такого же значения для русской культуры, как его деятельность на дирижерском поприще.
Направник скончался в Петербурге 10 (23) ноября 1916 года.

25 августа – 70 лет со дня гибели Мусы Джалиля (1906-1944), татарского поэта, Героя Советского Союза.

Родился Муса Мустафович Залилов в 1906 году в феврале в Оренбургской губернии в небольшой татарской деревне Мустафино. Отца будущего знаменитого поэта звали Мустафой Залиловым, мать — Рахимой, урождённой Сайфуллиной. Оба они были крестьянами.
Муса сначала учился в деревенском мектебе, а после переезда семьи в город начал посещать «Хусаинию», мусульманскую духовную школу-медресе в Оренбурге. После Октябрьской революции она стала Татарским институтом народного образования. Залилов здесь, кроме теологии, изучал также светские дисциплины: рисование, пение и литературу.
Весной 1919 года Муса записался в оренбургскую комсомольскую организацию, только что возникшую в этом году, боролся за распространение влияния комсомола в медресе. Мусе Джалилю пришлось стать участником Гражданской войны. Только в 1927 году он сумел поступить в МГУ на этнологический факультет, чтобы учиться на литературном отделении. Муса окончил литературное отделение в 1931 году (после реорганизации его в литературный факультет МГУ).
Джалиль был в 1931-1932 годах редактором детских журналов на татарском языке, издаваемых при ЦК ВЛКСМ. Он с 1933 года занимал должность завотделом искусства и литературы в татарской газете «Коммунист», которая тоже выходила в Москве. В столице Муса Джалиль познакомился с советскими поэтами Михаилом Аркадьевичем Светловым (Шейнкманом), Александром Ильичом Безыменским, Александром Алексеевичем Жаровым.
Два первых сборника стихов Джалиля – «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы» – вышли в 1934 году. Муса работал с молодежью. В татарскую литературу пришли по его рекомендациям Абдулла Бариевич Алиш, Габдрахман Сафич Абсалямов. Джалиль в 1939-1941 годах занимал должность ответственного секретаря Союза писателей Татарской АССР, был заведующим литчастью Татарского оперного театра.
После призыва в армию в июне 1941 года Джалиль учился в Мензелинске на двухмесячных курсах политработников и ушёл на фронт. Вскоре он стал на Волховском фронте сотрудником фронтовой газеты «Отвага». На Волховском фронте в 1942 году обстановка стала усложняться. Вторая ударная армия была отрезана от остальных советских войск. Старший политрук Муса Мустафович Залилов 26 июня 1942 г. с группой офицеров и солдат, пробиваясь из немецкого окружения, попал в засаду. В завязавшемся неравном бою Муса получил ранение в грудь и попал в плен в бессознательном состоянии. Начались его скитания по фашистским тюрьмам. В Советском Союзе его считали «пропавшим без вести».
Чтобы продолжать борьбу с врагом, Муса Джалиль вступил в легион «Идель-Урал», который создавали немцы. На территории оккупированной немцами Польши, в Едлиньске близ Радома, где легион «Идель-Урал» формировался, Муса организовал группу подпольщиков среди легионеров и устраивал неоднократно побеги военнопленных.
Джалиль, пользуясь тем, что немцы поручили ему проводить культурно-просветительскую работу, разъезжал по лагерям для военнопленных, устанавливая конспиративные связи и вербуя новых членов организации подпольщиков под видом набора самодеятельных артистов в хоровую капеллу, созданную в легионе. Джалиль был связан с «Берлинским комитетом ВКП(б)», подпольной организацией под командованием Николая Степановича Бушманова.
21 февраля 1943 года 825-й батальон, сформированный первым в легионе «Идель-Урал», был направлен в Витебск, там он предпринял попытку восстания, и часть бойцов сумела присоединиться к белорусским партизанам. При попытках использования их в боевых действиях личный состав оставшихся шести батальонов легиона тоже переходил часто на сторону партизан и РККА.
В августе 1943 года Джалиля арестовало гестапо за несколько дней до тщательно подготовленного восстания военнопленных. Муса Джалиль за участие в подпольной деятельности в берлинской тюрьме Плётцензее в 1944 году 25 августа был казнён на гильотине.
Судьба Мусы Джалиля в СССР долгое время оставалась совершенно неизвестной. МГБ СССР завело в 1946 году розыскное дело на Мусу Мустафовича Залилова. Он обвинялся в сотрудничестве с врагом и измене Родине. В 1946 Нигмат Терегулов, бывший военнопленный, принёс в Союз писателей Татарской ССР блокнот стихов Джалиля. Ещё через год из консульства СССР в Брюсселе была получена вторая тетрадь. Её вынес из Моабитской тюрьмы Андре Тиммерманс, бельгийский участник Сопротивления. Он с Джалилем сидел в одной камере. Муса сказал ему в последнюю встречу, что группу товарищей-татар и его самого скоро казнят, и попросил передать тетрадь на родину.
Только благодаря напряжённым многолетним усилиям следопытов его истинная судьба и трагическая гибель были установлены. Через 12 лет после его гибели 2 февраля 1956 г. Мусе Джалилю было присвоено звание и орден Героя Советского Союза посмертно за исключительное мужество и стойкость, которые он проявил в ходе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Было также присуждено поэту за цикл стихотворений, написанных в фашистской тюрьме, «Моабитская тетрадь» – звание лауреата Ленинской премии – посмертно.

28 августа – 265 лет со дня рождения Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), немецкого поэта.

Иоганн Вольфганг фон Гёте (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Gotz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.
Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768).
По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Romische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Marchen).
Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-ostlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Spruche in Prosa, Spruche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста.
Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.

31 августа – 265 лет со дня рождения Александра Николаевича Радищева (1749-1802), русского писателя и философа.

Радищев Александр Николаевич — русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.
Родился в Москве в дворянской семье, был первенцем и любимцем матери. Первые годы жизни прошли в Немцове (под Малоярославцем Калужской губернии). В первоначальном обучении Радищева принимал непосредственное участие его отец Николай Афанасьевич, человек начитанный, высоко образованный, знавший несколько иностранных языков, хорошо знакомый с историей и богословием. Как было принято в то время, русской грамоте ребенка учили по часослову и псалтырю. Около 1756 года отец повез Александра в Москву, в дом дяди (мать, в девичестве Аргамакова, состояла в родстве с директором Московского университета А.М. Аргамаковым). Александр Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента. Кроме того в доме у Аргамаковых дети имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии.
С 1762 по 1766 год Радищев учился в пажеском корпусе в Санкт-Петербурге. Когда Екатерина II повелела отправить в Лейпциг, для научных занятий, двенадцать молодых дворян, в том числе шесть пажей, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, среди оных оказался и Радищев. С 1766 по 1770 год Радищев изучал право, историю и философию в Лейпцигском университете. В эти годы началось увлечение Радищева философией. Он изучал труды представителей европейского Просвещения, рационалистической и эмпирической философии. Также, по собственному желанию, Радищев занимался медициной и химией.
После возвращения в Россию в 1771 году Александр Радищев поступил на службу в Сенат, с чином титулярного советника, но там ему мешало плохое знание русского языка, подзабытого в Лйпциге. В Германии Радищев хорошо изучил немецкий, французский и латинский языки. Позднее он выучился языку английскому и итальянскому. Однако проведя несколько лет в Лейпциге, он, как и его товарищи, сильно позабыл русский язык, так что по возвращении в Россию занимался им под руководством Храповицкого, секретаря Екатерины. Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), затем начал составлять историю российского сената, но написанное уничтожил.
Уйдя из Сената Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора, выделившись там добросовестным отношением к своим обязанностям, он ушел в отставку в 1975 году в звании армии секунд-майора. Один из товарищей Радищева по Лейпцигу, Рубановский, познакомил его с семьей своего старшего брата, на дочери которого, Анне Васильевне, он и женился.
В 1778 Радищев снова поступил на службу в Коммерц-коллегию на ассесорскую вакансию, из которой в 1788 году был переведен в петербургскую таможню, помощником управляющего, а потом стал и управляющим. Литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Ушаков был старшим товарищем Радищева по обучению в Лейципцигском университете и умер там во время обучения, он сильно повлиял на мировозрение Радищева.
Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Александр Радищев завел свою типографию у себя на дому и в 1790 напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Вслед за ним Радищев выпустил свое главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга стала быстро раскупаться. Ее смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана «с дозволения управы благочиния», т. е. с разрешения установленной цензуры, но все-таки против автора было поднято преследование. Сначала не знали, кто автор, так как имя его не было выставлено на книге; но, арестовав купца Зотова, в лавке которого продавалось «Путешествие», скоро узнали, что книга писана и издана Радищевым. Екатерина отнеслась к книге Радищева с сильным личным раздражением, сама через Безбородко руководила следствием. Посаженный в крепость и допрашиваемый Радищев заявлял о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии». Судьба Радищева была решена. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о покушении на государево здоровье, о заговорах, измене, и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утвержден в обеих инстанциях и представлен Екатерине. 4-го сентября 1790 г. состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного, изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями против сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но «по милосердию и для всеобщей радости», по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, «на десятилетнее безысходное пребывание». Радищев пробыл в Илимске до конца царствования Екатерины. Положение его в Сибири было облегчено тем, что граф А.Р. Воронцов продолжал все время оказывать поддержку ссыльному писателю, доставлял ему покровительство со стороны начальников в Сибири, присылал ему книги, журналы, научные инструменты и пр. К нему в Сибирь приехала сестра его покойной к тому времени жены, Е.В. Рубановская, и привезла младших детей (старшие остались у родных для получения образования). Е.В. Рубановская стала второй женой Александра Радищева, они поженились там же в Илимске.
Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове. После воцарения Александра I в 1801 году Александр Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов.
Александр Радищев, здоровье которого и без того было расстроенно длительной ссылкой, выпив по ошибке ядовитый раствор умирает 12 сентября 1802 года. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребенных указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трех лет, умер чахоткою».

 

Меню сайта
Форма входа
Привет!
...
Фраза дня
Моя Школа
GalleriX
Календарь
КаленДАРь - праздник на каждый день
Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Глобус посещений