На календаре НОЯБРЬ 2015. Страница НОВОСТЕЙ.
Итак, приступаем к знакомству со свежими новостями отечественного образования. Время не идет, а мчится: уже наступил третий месяц с начала учебного 2015-2016 учебного года. Не успеешь и глазом моргнуть - и вот оно, окончание 1 полугодия...
НОВОСТЬ ПЕРВАЯ
Онлайн-образование хотят приравнять к очному
По информации «Известий», Министерство образования и науки готовит нормативную базу, согласно которой учащиеся, прошедшие дистанционное обучение по какому-либо курсу и предмету, смогут предъявить свои результаты в учебном учреждении, а то должно будет их принять. Многие ведущие мировые университеты уже давно используют технологии онлайн-образования и активно внедряют их в образовательной процесс. По мнению ведомства, подобный подход в сегодняшнее время является одним из факторов, позволяющих вузу быть конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. В России был запущен проект «5-100», согласно которому к 2020 году пять российских вузов должны попасть в топ-100 университетов мира. Некоторые крупные международные рейтинги, например Quacquarelli Symonds (QS) — QS World University Rankings, учитывают доступность онлайн-образования.
На прошлой неделе члены наблюдательного совета Института развития интернета (ИРИ) представили пакет предложений по развитию интернета в России первому заместителю руководителя администрации президента Вячеславу Володину. Было отмечено, что со временем значительная часть обучения станет дистанционной, дающей возможность получения в регионах базовых профессиональных знаний и навыков от лучших вузов и техникумов, а в составе всех программ обычных вузов будет дистанционная составляющая.
«Потребуется развитие законодательства в области признания дистанционной сдачи экзаменов и квалификационных работ, изменение образовательных программ на всех уровнях», — говорится в документах ИРИ.
В Минобрнауки согласны с такой постановкой вопроса и отмечают, что онлайн-образование повышает вариативность образовательных программ, позволяет студенту выстраивать индивидуальные «образовательные траектории», сочетая образовательную и профессиональную деятельность, а также дает возможность получать дополнительные профессиональные знания по выбранной специальности.
НОВОСТЬ ВТОРАЯ
У 75% школьников диагностируются психические расстройства
У 70-80% школьников диагностируются психические расстройства и аномалии развития, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на директора ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» Министерства здравоохранения России Зураба Кекелидзе.
У дошкольников этот показатель достигает 60%.
«Среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития – 60%, среди школьников – 70-80%. У 40% учащихся начальных классов отмечается школьная дезадаптация», - сказал Кекелидзе.
По его словам, в школах необходимо ввести должность детского врача с психиатрическим образованием.
Программа по обучению врачей уже разработана в центре им. В.П.Сербского. В первую очередь ее планируется внедрить в Москве.
Директор центра также привел данные Всемирной организации здравоохранения, согласно которым каким-либо психиатрическим расстройством страдает каждый четвертый-пятый человек в мире, а каждый второй рискует заболеть.
В августе председатель Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова сообщила, что в столице появится центр психолого-педагогической помощи учителям и учащимся столичных школ.
По ее словам, консультации будут проходить как в самом центре, так и в школах, куда будут приглашать специалистов-психологов.
НОВОСТЬ ТРЕТЬЯ
Материалы ЕГЭ будут сканировать по завершению экзамена
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объявил о введении нового механизма обеспечения безопасности во время проведения ЕГЭ — обязательного сканирования работ выпускников. Подобная технология, по версии Рособрнадзора, позволит отсканировать экзаменационные материалы и передать данные в региональный центр обработки информации, что, в свою очередь, уменьшит затраты на транспортировку, сведет к минимуму человеческий фактор, ошибки и подделывание результатов, а также ускорит процесс обработки.
Были в свое время проблемы, когда экзамен завершился и могли что-то изменить. Мы эту проблему решили, и сейчас, в 2015 году, доставка из пунктов проведения экзамена осуществляется с помощью специальной связи и специальных пакетов, запечатанных под видеокамерами. Но риск всё равно сохраняется. Мы 2 года работали над технологией по сканированию бланков сразу после экзаменов, и сегодня в 15 регионах она успешно апробирована. Сканировать бланки можно как в аудитории, так и в штабе пункта проведения экзамена непосредственно после его завершения. Это повысит безопасность, и организаторам не придется вручную собирать бланки ответов выпускников, а всё будет автоматически передаваться в центры обработки, — говорит Кравцов.
Стоит напомнить, что в прошедшую экзаменационную кампанию в этом году была апробирована технология печати экзаменационных материалов непосредственно в аудиториях перед самим экзаменом.
Помимо этого глава Рособрнадзора отметил, что 29 сентября более 9 тыс. школьников направились на пересдачу ЕГЭ по русскому языку. Экзамен проводился в 85 субъектах России, включая Крым и Севастополь, на территории 150 пунктов проведения экзаменов. В 47 субъектах мониторинг хода проведения Единого госэкзамена осуществлялся в присутствии федеральных инспекторов и 450 федеральных общественных наблюдателей.
Как ранее писали «Известия», Минобрнауки внесло в апреле изменения в уже утвержденное расписание проведения ЕГЭ по каждому предмету в 2015 году, а также в порядок проведения государственной итоговой аттестации. Согласно действующему порядку, обучающимся, не прошедшим ЕГЭ или получившим на нем неудовлетворительные результаты по одному или нескольким предметам, устанавливаются дополнительные сроки сдачи. Ведомство дало дополнительные даты в сентябре и октябре.
К организации и проведению ЕГЭ в сентябре-октябре мы предъявляем такие же серьезные требования, как и к основному периоду, потому что для нас очень важно, чтобы экзамены в осенние сроки проходили без технологических сбоев, серьезные нарушений и утечек контрольно-измерительных материалов в Сеть, — говорит глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
НОВОСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Исполнение российского гимна в школах перед каждой учебной неделей не поддержал Комитет Госдумы
Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал отклонить инициативу депутата от ЛДПР Максима Шингаркина, который предлагал ввести исполнение государственного гимна РФ в российских шкоах не только 1 сентября, но и перед началом каждой учебной недели.
В пояснительной записке предложение ввести еженедельное исполнение гимна в школах объяснялось целью "воспитания патриотизма, активной гражданской позиции, уважения к государственным символам РФ".
Действующее законодательство, напоминает автор, предусматривает исполнение гимна "только перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года", что, по мнению депутата, недостаточно. По замыслу Шингаркина, необходимо законодательно прописать, что учебная неделя в школах начинается с торжественной линейки, где исполняется гимн РФ.
"Практика исполнения гимна РФ перед началом учебных занятий не только в День знаний распространена в нескольких регионах России. Например, государственный гимн РФ ежедневно исполняется перед началом занятий в Костромской и Белгородской областях, еженедельно - в Республике Чечня, ежемесячно - в Республике Ингушетия", - говорится в сопроводительных документах.
Однако комитет счел инициативу чрезмерной и без всякого обсуждения рекомендовал ее отклонить.
НОВОСТЬ ПЯТАЯ
Учеников 8-9 классов ждет проверка Рособрнадзора
В октябре в школах начинается национальное исследование качества образования по информатике. Оно пройдет в 8-9 классах разных школ каждого региона. Выбор школ сделан по особой методике, так, чтобы захватить разные образовательные учреждения и получить максимально полную общую картину.
Всего в исследовании примут участие не менее 50 тысяч учеников. В Рособрнадзоре особо подчеркнули, что по итогам исследований никто не будет оценивать регионы и школы. Оно нужно для того, чтобы понять общую картину по стране.
По словам Оксаны Решетниковой, директора Федерального института педагогических измерений, ЕГЭ по информатике школьники сдают, как правило, хорошо. В 2015 году экзамен сдавали примерно 50 тысяч выпускников. Около 100 человек получили сто баллов, в целом было 8% высокобалльников.
- Задания ЕГЭ 2016 года по информатике будут состоять из двух частей: 23 вопроса с кратким ответом, 4 - с развернутым. При этом 12 заданий базового уровня сложности, 10 - повышенного и одно задание высокого уровня сложности. Иногда ученики думают, что вторая часть заданий - самая трудная, и даже не берутся за нее. Это миф. Из четырех заданий второй части только одно можно считать действительно трудным, - рассказала директор ФИПИ. По ее словам, задачи по информатике становятся все более практикоориентированными. В ЕГЭ уже нет заданий дать то или иное определение, но есть, к примеру, вопросы по технологии программирования. Есть тематические задачи: выбрать из нескольких алгоритмов тот, который более всего применим к задаче.
В исследовании примут участие 50 тысяч школьников.
Пока что ЕГЭ по информатике выпускники сдают обычным способом - с помощью бумажных бланков, но скоро экзамен может стать электронным.
- Два года назад проводился такой эксперимент. Мы готовы к тому, что какая-то часть ЕГЭ по информатике в ближайшем будущем может сдаваться обычным порядком, с использованием бумажных бланков, а какая-то - с помощью компьютера. Думаю, для обновления модели понадобится 2-3 года, - рассказала Решетникова.
НОВОСТЬ ШЕСТАЯ
Средняя зарплата учителя в столице выросла с 39 до 71 тысячи рублей
В полтора раза увеличилось финансирование столичной системы образования за последние пять лет. Если в 2010 году московский бюджет тратил на обучение школьников и детсадовцев 165,7 млрд руб, то на нынешний учебный год они получили 247,7 млрд руб.
Об этом сообщили "РГ" в департаменте образования Москвы. Такая существенная прибавка из городской казны помогла решить много проблем. В частности, поднять каждую школу на такой уровень, при котором родители станут лучшей считать ту, что находится рядом с их домом. И в самом деле, мыслимо ли это - возить семилетнего малыша часто на другой конец города через гигантские пробки? А ведь такую картину еще несколько лет назад можно было увидеть сплошь и рядом. И вот в ходе реформы системы городского образования на смену почти 4 тысячам маленьких школ и детсадов с их хилыми бюджетами, неэффективными расходами и ореолом беззащитности пришли 633 крупные многопрофильные школы. В какую из них отдавать чадо, москвичи теперь решают дома, за компьютером, пользуясь электронной записью. В школах действует принцип нормативно-подушевого финансирования. Чем больше учеников, тем больше получают педагоги. Большинство учебных заведений сделали правильный вывод. Об этом можно судить хотя бы по возросшей чуть не вдвое зарплате учителя: за пять лет она выросла с 39,2 тыс. руб. до 71 тысячи. Именно учитель теперь в московской школе - главная фигура. Не случайно, если общее количество работников в столичной системе образования снизилось на 21,8% (за счет "внутришкольных чиновников"), то число учителей увеличилось с 39 до 47%.
Но больше всего выиграли, конечно же, дети. Их выигрыш - в качестве знаний. Призеров всероссийских олимпиад в столице стало вдвое больше. И "поставляют" их не 74 школы, как в 2010-м, или всего 5% от числа имевшихся в столице, а уже 181 школа, или почти каждая третья.
НОВОСТЬ СЕДЬМАЯ
Штраф за прогул уроков может составить 1500 рублей
Депутаты Мосгордумы полны решимости пополнить бюджет любыми способами. На это раз их их мишенью стали родители, чьи дети регулярно прогуливают школу. В Думу было внесено предложение штрафовать нерадивых родителей.
По заявлению главы думской комиссии по образованию Ольга Ярославской, такая мера должна стимулировать родителей уделять больше внимания своим детям. По мнению депутата, ребенок, систематически прогуливающий школу, должен сначала попадать на внутришкольный учет, а затем сведения о нем должны будут передаваться в комиссию по делам несовершеннолетних. Комиссия будет выписывать штраф, который предлагается определить в пределах 1,5 тысяч. В случае, если семья малоимущая, денежные санкции предлагается заменить общественными работами.
- На самом деле такой штраф уже есть, - пояснил МК председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Печатники Сергей Болсинов. - Согласно статье 5.35 КоАП РФ за «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей». И в нашей практике бывает, что в случае, если ребенок долго не посещает школу, сведения о нем направляются в комиссию. Мы проводим сначала профилактическую работу, а затем составляем протокол и назначаем штраф. Но это всегда палка о двух концах. Дело в том, что чаще всего школу не посещают дети из неблагополучных семей. И таким образом получается, что если мы штрафуем родителей, то страдают дети. А если назначить общественные работы, человек должен оставить основную работу. Это же не нарушение правил дорожного движения, где один раз человека оштрафовал, и он стразу стал пристегивать ремень безопасности. Такого мгновенного результата от применения штрафа не наступит. С каждой семьей надо работать персонально, долго, с индивидуальным подходом.