Понедельник, 23.10.2017, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS

'

2 страница

1 2 3
13 апреля - 80 лет со дня рождения руководителя Театра зверей имени Владимира Дурова, писательницы Натальи Юрьевны Дуровой (1934-2007)

Наталья Дурова родилась 13 апреля 1934 года в Москве в семье артистов цирка. Её прадедом был знаменитый дрессировщик В. Л. Дуров, а её отец — Ю. В. Дуров — Народный артист СССР. На самом деле ее отец, знаменитый Юрий Владимирович Дуров, был усыновлен собственным дедом, выдающимся ученым и дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым, поэтому биологически Наталья Дурова является не внучкой, а правнучкой основателя Уголка Дурова. С четырёх лет она начала выступать в цирке. В 9 лет её вписали в трудовую книжку отца как стажёра и с этого времени начался её трудовой стаж.
Во время боёв у озера Хасан Юрий Дуров организовал первую в СССР фронтовую бригаду артистов, и Наталья выступала в ней вместе с отцом.
С началом Великой Отечественной войны Наталья Дурова выступала с отцом в фронтовых бригадах на передовой, в госпиталях.
Наталья Дурова посвятила свою жизнь потомственному занятию семьи Дуровых — дрессировке животных и выступлениям с ними перед зрителями.
Н. Ю. Дурова получила образование ветеринара-диагноста, а также, поступив после окончания школы, в 1951 году, в Литературный институт им. А.М. Горького, закончила его, став членом СП СССР.
Её заслуги были высоко оценены в СССР и в других странах. В частности, в ГДР ей было присвоено звание мастера дрессировки морских зверей. С 1978 года и до конца жизни Наталья Дурова работала руководителем «Уголка Дурова», который ныне называется «Страна чудес дедушки Дурова».
В 2003 году вступила в «Единую Россию».
Является автором нескольких детских книг о животных и о своей работе с ними. За рассказы для детей ей был вручен почетный «Знак Аркадия Гайдара».
Скончалась Наталья Дурова 27 ноября 2007 года. Похоронена рядом с В. Г. Дуровым на Новодевичьем кладбище (участок № 2).


14 апреля – 270 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина (1744 или 1745-1792), русского драматурга.


 Родился 3(14) апреля 1745 в Москве. Происходил из старинного дворянского рода (ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иоанне IV, затем стал служить русскому царю). С 1755 Денис Фонвизин числился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком языках. В 1760 в числе лучших учеников Фонвизина возили в С.-Петербург для представления куратору университета И.И.Шувалову и "произвели в студенты". На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга Басни нравоучительные (1761). Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761-1762 (в т.ч. в журнале М.М.Хераскова "Полезное увеселение", где печатались и стихотворения старшего брата Фонвизина - Павла); перевод трагедии Вольтера Альзира (1762) в свое время опубликован не был, но получил широкое распространение в списках (опубл. 1894). Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая (1762-1768).
В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. В 1763 после коронационных торжеств в Москве вместе с двором переехал в С.-Петербург и до 1769 служил под началом статс-советника дворцовой канцелярии И.П.Елагина, который, являясь управляющим "придворной музыки и театра", покровительствовал начинающим литераторам. Фонвизин вошел в т.н. "елагинский кружок", участники которого (сам Елагин, В.И.Лукин, Б.Е.Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались, "склонялись" "на наши нравы" иностранные пьесы (т.е. менялись имена действующих лиц, бытовые реалии и т.п.). Лукин доказывал, что последнее необходимо, поскольку "многие зрители от комедий в чужих нравах не получают никакого поправления. Они мыслят, что не их, а чужестранцев осмеивают". Кроме того, в кружке осваивались традиции мещанской "слезной драмы" (иначе "серьезной комедии"), теоретиком которой выступал Д.Дидро, т.е. допускалось смешение "смешного" и "трогательного" в комедиях. В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию Корион (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе Сидней. Действие в ней происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. Корион, однако, был лишь пробой пера Фонвизина-драматурга.
Вполне самобытным и новаторским произведением стала его комедия Бригадир (1768-1769, пост. 1772, опубл. 1786). Это первая в русской литературе "комедия нравов", в отличие от господствовавшей ранее сатирической "комедии характеров", когда на сцену выводились персонифицированные пороки ("скупость", "бахвальство" и т.п.). В Бригадире пороки, особенности речи и поведения действующих лиц социально обусловлены. Достигается это с помощью "словесных масок". За вычетом речевой характеристики не остается иных, индивидуальных человеческих черт" (Г.А.Гуковский). "Говорение" в комедии преобладает над "действием": на сцене пьют чай, играют в карты, обсуждают, какие книги потребны для воспитания, и т.п. Герои постоянно "проговариваются" о себе. Объяснения в любви (Советника - Бригадирше, Бригадира - Советнице) не достигают свой цели в силу того, что говорят они, по существу, на разных языках, т.е. возникает "диалог глухих". Объединяет отрицательных персонажей комедии их "глупость", оттененная "благоразумием" положительных - Софьи и Добролюбова, участие которых, однако, сведено к минимуму (они практически ничего не говорят и лишь ругают всех прочих "скотами"). На первый план выдвинута фигура "галломанствующего" Иванушки (отмечалось влияние на замысел "Бригадира" комедии Гольберга Жан-Француз), с которым связана важнейшая для Фонвизина тема воспитания дворянина.
В 1760-х, в эпоху Комиссии для составления Нового Уложения (1767), Фонвизин высказывался и по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства. Он переводит трактат Г.-Ф.Куайе Торгующее дворянство (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в Недоросле Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им компиляция из трудов немецкого юриста И.Г.Юсти Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина (кон. 1760-х). В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М.Арно Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений Послание к слугам моим - Шумилову, Ваньке и Петрушке (здесь присутствуют элементы антиклерикальной сатиры, навеянные, как полагают, тесным общением Фонвизина с литератором Ф.А.Козловским, известным вольтерьянцем и вольнодумцем). Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет Иосиф (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой. Позднее Фонвизин с гордостью писал, что эта повесть "послужила мне самому к извлечению слез у людей чувствительных. Ибо я знаю многих, кои, читая Иосифа, мною переведенного, проливали слезы".
В 1769 Фонвизин стал одним из секретарей канцлера графа Н.И.Панина, строившего планы досрочной передачи престола Павлу Петровичу и ограничения самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. В 1770-х он лишь дважды выступил как литератор (точнее, как политический публицист "партии Панина", наставляющий монарха, как править на благо нации) - в Слове на выздоровление Павла Петровича (1771) и переводе Слова похвального Марку Аврелию А.Тома (1777). Письма Фонвизина, написанные во время поездки во Францию в 1777-1778 и адресованные П.И.Панину (брату канцлера), - замечательное по стилю и сатирической остроте описание нравов французского общества накануне революции.
После опалы и отставки Н.И.Панина вышел в отставку и Фонвизин (в марте 1782). В 1782-1783 "по мыслям Панина" он сочинил Рассуждение о непременных государственных законах (т.н. Завещание Панина), которое должно было стать предисловием к готовившемуся, но неосуществленному Н.И. и П.И.Паниными проекту "Фундаментальных прав, неприменяемых на все времена никакой властью" (т.е., по существу, проекту конституционной монархии в России). Позднее это Завещание Панина, изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы. Сразу же после смерти покровителя (март 1783) Фонвизин сочинил брошюру Жизнь графа Н.И.Панина, вышедшую в С.-Петербурге сначала на французском языке (1784), а затем и на русском (1786).
Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779-1781, пост. в сентябре 1782, опубл. 1783). О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор "Драмматического словаря" (1787): "Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков". Это "комедия нравов", живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии - образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и тем более среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о "вольности дворянской". Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном (тема жестокого, предающегося своим страстям и губящего подданных тирана сближает комедию Фонвизина с трагедиями А.П.Сумарокова). Современников более всего в Недоросле пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии - идеологический и бытописательный - противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф.Богдановича: Почтенный Стародум, / Услышав подлый шум, / Где баба непригоже / С ногтями лезет к роже, / Ушел скорей домой. / Писатель дорогой, / Прости, я сделал то же).
В 1783 княгиня Е.Р. Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале "Собеседник российского слова". В первом же номере появился его Опыт российского сословника. Составленный как будто бы для нужд готовившегося "Словаря Российской Академии наук", фонвизинский Опыт... являлся прикровенной политической сатирой, изобличающей придворные порядки и "бездельничанье" дворян. В том же журнале в 1783 без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие "вопросы" Фонвизина (в рукописи они озаглавлены как Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание), адресованные Екатерине II и снабженные "ответами" самой императрицы, которая поначалу автором "вопросов" полагала И.И.Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим "свободоязычием" навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов. Перевод сочинения И.Г.Циммермана О национальном любочестии (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю (Каллисфен. Греческая повесть, 1786), и стихотворная басня Лисица-Казнодей (17887) были напечатаны анонимно. К 1788 он подготовил свое Полное собрание сочинений и переводов в 5-ти томах: была объявлена подписка, однако издание не состоялось, и даже рукопись его теперь утрачена. В том же 1788 он безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала "Друг честных людей, или Стародум" (часть подготовленных Фонвизиным материалов журнала увидела свет лишь в 1830).
В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось (в 1784-1785 он выезжал с женой для лечения в Италию) и вместе с тем возросли его религиозные и покаянные настроения. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном "по стопам" Исповеди Ж.-Ж.Руссо, - Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1791). Сохранившаяся неполностью последняя его комедия Выбор гувернера (между 1790 и 1792), посвящена, как во многом и Недоросль, вопросам воспитания, однако сильно уступает последней в художественном отношении.
Скончался Фонвизин 1 (12) декабря 1792 в С.-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р.Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


16 апреля – 125 лет со дня рождения Чарльза Спенсера Чаплина (1889-1977), американского актёра и режиссёра.

Charlie Chaplin
Англо-американский актёр, режиссёр, сценарист, продюсер, композитор.
Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла с неудавшейся карьерой. Личные и житейские неурядицы актёрского быта не обошли эту семью... Чарли и его сводный брат Сидней росли с матерью.
Чаплин-старший жил в бедности и не мог помогать им. Чтобы свести концы с концами, мать нанималась сиделкой, обшивала членов церковной общины.
Нищета подрвала здоровье матери. Её положили в клинику для душевнобольных, затем поместили в работный дом. Сидней и Чарли бродяжничали. Спустя несколько месяцев их отправили в Хэнуэллский приют для беспризорных детей.
12 ноября 1898 года мать выпустили из больницы и вместе с сыновьями она поселилась на Метли-стрит.
В девять лет Чарли оказался в детском ансамбле кокданса "Восемь ланкаширских парней". Два года он разъезжал с ансамблем по английской провинции.
После того как Чаплин покинул ансамбль, выступления с песенками, танцами, пародиями чередовались с прозаическими занятиями продавца газет, рассыльного, слуги в частном доме, печатника в типографии, подмастерья, даже учителя танцев, пильщика дров и стеклодува.
Чарли ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в театре. В 1907 году его приняли в известную труппу пантомимы Ф. Карно. Во время американских гастролей труппы в конце 1912 года молодого артиста заметил продюсер Мак Сеннетт, предложил контракт с кинокомпанией "Кистоун" и пригласил сниматься. Через год, обговорив все условия, Чаплин подписал с "Кистоуном" контракт и переехал в Лос-Анджелес.
Первым фильмом Чаплина стала комическая лента "Зарабатывая на жизнь" (1914), а в фильме "Детские автогонки в Венеции" (1914) он впервые появился в своём вскоре ставшем для него традиционном облике.
Свой тринадцатый фильм "Попавший под дождь" (1914) Чаплин уже снимал сам. Всего за один этот год Чарли Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость.
В 1915 году он выпустил двенадцать фильмов для чикагской фирмы "Эссеней".
Самыми лучшими актерскими и режиссёрскими работами этого периода считаются картины "Бродяга", "Пилигрим", "Малыш", "Золотая лихорадка". Более глубокая трактовка образа Чарли создана актёром и режиссёром в лирических трагикомедиях "Цирк" и "Огни города".
В начале 1916 года Чаплин перешёл в фирму "Мьючуэл" с контрактом на 670 тысяч долларов в год.
23 сентября 1918 года Чарли вступил в брак с пятнадцатилетней актрисой Милдред Харрис. Женился он скоропалительно, так как его его юная подруга утверждала, что ждет ребёнка. Потом выяснилось, что тревога была ложной.
Неудачный брак вызвал у Чаплина творческий кризис. В 1919 году он снял всего две ленты.
Стремясь к независимости, Чаплин вместе с Дэвидом Гриффитом, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом организовал кинокомпанию "Юнайтед Артистс". А в 1922 году режиссёр создал свою компанию "Чарлз Чаплин филм корпорейшн".
7 июля 1919 года Милдред родила сына нормана, но прожил он всего три дня.
Чаплин погрузился в работу. Уже через десять дней после трагедии он делал пробы для нового фильма "Малыш" (1920). На этот фильм Чарли потратил более года, вложив 300 тысяч долларов.
Чаплин и милдред Харрис расстались без взаимных упрёков. однако журналисты раздули громкий скандал, и Милдред обвинила мужа в жестокости. Во время бракоразводного процесса адвокаты пригрозили конфисковать фильм "Малыш". Чаплин бежал в Солт-Лейк-сити, прихватив с собой негатив картины.
В 1925 году Чарли Чаплин снял один из лучших фильмов всех времён и народов — "Золотую лихорадку" (1925).
Во время съёмок этого фильма Чаплин был вынужден жениться на 15-тилетней Лите Грей, которая ждала от него ребёнка, в противном случае ему угрожала тюрьма. С Литой он прожил два года, у них родились сыновья Сидней и Чарли. Но создать настоящую семью так и не удалось...
15 января 1926 года Чаплин приступил к съёмкам "Цирка" и работал над фильмом до конца года. Но его накрыл новый скандал: в начале декабря Лита Грей вместе с сыновьями переехала к матери. 10 января 1927 года её адвокаты подали иск о разводе. Чарли скрывался у своего адвоката. Общество было взбудоражено слухами о безумии и даже самоубийстве Чаплина.
Лита обвиняла мужа в жестокости и аморальности. Её заявление в суд состояло из 42 страниц. В итоге она получила миллион долларов отступных и солидную пожизненную ренту, а Чаплин попал в клинику для нервнобольных.
Из клиники он вышел совершенно седым. Задуманный как весёлая комедия "Цирк" приобрёл мрачные интонации.
Чарлз так и не стал американским гражданином, что злило многих американских консерваторов.
В июле 1932 года он познакомился с актрисой Полетт Годар. Они совершали дальние автомобильные прогулки, ходили на яхте на Каталину.
Во время второй мировой войны Чаплин стал считаться левым, поскольку выпустил фильм "Великий диктатор", в котором звучал страстный призыв открыть в Европе второй фронт, чтобы помочь Советскому Союзу в его войне против гитлеровской Германии.
Как и прежде, много душевных сил отнимали у него запутанные личные дела. В 1942 году Полетт Годар развелась с ним в Мексике, указав причиной несовместимость характеров, а также факт длительного раздельного проживания.
В это время Чаплин искал актрису на главную роль в фильме "Призрак и действительность". Ему предложили попробовать 17-летнюю Уну О'Нил, дочь известного драматурга. Она была не только красива, но и умна.
И вдруг разразился новый скандал. Молодая актриса Джоан Барри обратилась в суд, требуя признать Чаплина отцом её ребёнка. Сравнительный анализ крови опроверг её слова, однако суд обязал Чаплина выплачивать Джоан Барри пособие!
Голливуд никогда не любил гениального кинематографиста. Всё чаще раздавались голоса за депортацию Чаплина из-за его левой ориентации и увлечения нимфетками.
В самый разгар скандала, 15 июня 1943 года, 54-летний Чаплин и юная Уна О'Нил сочетались браком. Ни солидный возраст жениха, ни его маленький рост не смущали Уну. Брак с этой удивительной женщиной даровал Чарлзу стойкость перед бурями и кризисами 1940-х годов. Их семья быстро росла. Первой появилась на свет Джеральдина (1944), за ней — Майкл (1946), Джозефина Ханна (1949), Виктория (1951)...
В мае 1947 года журналисты вновь начали приставать к Чаплину с вопросом, почему он не желает принять американское гражданство. Эн-Би-Си организовала подслушивание его телефонных разговоров.
После выхода на экраны фильма "Месье Верду" в 1947 году Чаплин подвергся нападкам со стороны консервативной части общества и цензуры, поскольку его взгляды на современное общество показались им чересчур мрачными. Сеансы этого фильма пикетировались, в некоторых городах его демонстрация вообще была запрещена. В конце концов этот фильм был вообще снят с проката.
17 сентября 1952 года Чаплин отплыл с семьёй в Англию, объявив, что уезжает "в длительный отпуск", но, видимо, понимая, что назад он может уже не вернуться. После нескольких месяцев путешествия он выбрал для постоянного проживания Мануар-де Бан ("Поместье изгнанника") в Швейцарии, в городе Корсье-сюр-Веве — трёхэтажную виллу с 37 акрами земли.
В семье родилось ещё четверо детей: Юджин (1953), Джейн (1957), Аннет (1959) и Кристофер (1961).
В Швейцарии у Чаплина и его жены было много друзей. Среди них была королева Испании, кинозвёзды и писатели. Весной к ним всегда приезжали гости из разных стран.
Уна была для Чаплина не только женой. матерью его детей, другом в несчастье — она была его божеством. Старость великого актёра и режиссёра прошла с этой хрупкой, скромной и милой женщиной в удивительной гармонии.
Сохранение финансовой свободы позволило Чарлзу Чаплину в начале 1956 года вновь создать собственную фирму, которая получила название "Аттика-филм компани".
Оксфордский университет присудил Чаплину почётную степень доктора литературы.
За выдающиеся заслуги в мировом кинематографе ему был вручён орден Почётного легиона. На международном кинофестивале в Венеции Чарлз был удостоен "Золотого льва" (1972).
Отметила Чаплина и американская киноакадемия, присудив ему премию "Оскар" (1972) за выдающийся вклад в киноискусство. Великий Чалин готовился к нападкам, но его появление на церемонии вызвало бурные овации. Поражённый таким приемом, он с трудом подбирал слова и продемонстрировал свой знаменитый трюк с котелком.
В марте 1975 года королева Англии возвела его в рыцарское звание. Церемония вылилась в безсусловный триумф Чаплина.
Его не стало 25 декабря 1977 года в ночь на Рождество. Он умер в Корсье-сюр-Веве (Швейцария), в окружении близких, и ему шёл 89-й год. Вся его жизнь была полна необыкновенных историй, слухов и сплетен, и даже смерть не положила им конец. Через три месяца после похорон гроб с телом Чаплина был похищен из могилы. Похитители требовали от семьи актёра выкуп в 600 тысяч франков. Когда семья ответила отказом, за дело всерьёз взялась полиция. Через полгода преступники были пойманы, а гроб с останками возвращён на место... Даже уйдя из жизни, Чарли продолжал дарить кино сюжеты для фильмов...



16 апреля – 170 лет со дня рождения Анатоля Франса (1844-1924), французского писателя, лауреата Нобелевской премии (1921).


Джозеф Конрад назвал Франса «принцем прозы». А Душан Брески писал: «Несмотря на все превратности критической моды, Франс всегда будет стоять рядом с (Дж. Бернардом) Шоу как великий сатирик нашей эпохи и с такими писателями, как Рабле, Мольер и Вольтер, как один из величайших французских острословов».
Жак Анатоль Франсуа Тибо родился 16 апреля 1844 года в центре Парижа. Здесь на набережной Сены находилась книжная лавка его отца Франсуа Ноэля Тибо. (От уменьшительной формы имени отца Франсуа произошел псевдоним сына – Анатоль Франс.) Неудивительно, что с детства мальчик полюбил книги. Первоначальное образование мальчик получил в коллеже Станислава, но гораздо больше влияли на него атмосфера книжной лавки и ее посетители. Страницы прочитанных книг раскрывали перед ним удивительное богатство мыслей, чувств, знаний, волнующую тайну прошлых веков. Книжную лавку посещали многие известные парижские писатели: братья Гонкуры, литературные критики Поль де Сен‑Виктор и Жюль Жанон, поэты‑парнасцы…
До того как стать писателем Франс писал статьи в различные энциклопедические словари и справочники, печатал небольшие заметки в библиографических журналах и каталогах, которые читали лишь немногие любители. Много дала Анатолю работа в издательстве Лемерра, где он был постоянным рецензентом рукописей и автором предисловий к выпускаемым книгам, а также сотрудничество с газетой «Тан», где он выступал в качестве литературного критика.
Прошло около десяти лет, прежде чем Франс добился первого значительного литературного успеха, издав сборник стихов «Золотые поэмы» (1873). Еще через три года появилась в свет драматическая поэма «Коринфская свадьба». Однако в дальнейшем Франс отошел от поэзии. Он вошел в историю французской литературы как один из крупнейших мастеров прозы, как автор глубоких по мысли и блестящих по форме философских романов, неповторимых по своей изящной и едкой иронии повестей, рассказов и сказок, как один из величайших и острых сатириков, как яркий и смелый публицист.
В 1879 году вышли в одной обложке две небольшие повести писателя – «Иокаста» и «Тощий кот». Длинный список самых известных произведений Франса открывает роман «Преступление Сильвестра Бонара», вышедший в 1881 году. В этой небольшой по объему книге он выступил зрелым, уже вполне сложившимся художником. В этом романе, пронизанном задушевностью и лиризмом, звучит, хотя еще приглушенно, тема социальной несправедливости, несовершенства общественного устройства.
«По выходе книги многие из читателей сочли Сильвестра Бонара автобиографическим персонажем, – пишет В. Дынник. – Эта трактовка, если говорить об автобиографичности в прямом смысле слова, имеет мало оснований. Тридцатисемилетний Анатоль Франс, создатель Сильвестра Бонара, своими манерами, всем своим житейским обликом, повседневным обиходом очень мало походил на своего престарелого героя. Можно сослаться, например, на впечатление Марселя Пруста, вынесенное из первой встречи с Франсом, когда Пруст был совершенно разочарован несоответствием между представлением о писателе, возникавшим при чтением его книг, и его действительным обликом, – некрасивого человека с улиткообразным носом, с гнусавым голосом и монотонной речью».
Как пишет И. Лилеева: «В 80–90‑е годы Франс публикует несколько сборников новелл[1]. Часто его рассказы написаны на уже известные сюжеты, являются переложением старых легенд и сказок, но под пером Франса знакомые темы обретают новую жизнь, начинают сверкать новыми красками. Франс один из лучших мастеров стиля во французской литературе. В новеллах он выступает увлекательным собеседником, привлекающим остротой ума, отточенностью каждой фразы. Он нередко сознательно стилизует свои рассказы, воспроизводит наивное простодушие древней легенды, лаконизм старинной хроники, изящество мемуаров XVIII века. Это ему блестяще удается…
Сочетание поэтичности, задушевности с иронией и насмешкой, столь характерное для творческой манеры Франса, нашло яркое проявление и в его книгах о детстве. Этой теме Франс посвятил четыре повести: «Книга моего друга», «Пьер Нозьер», «Маленький Пьер» и «Жизнь в цвету». Первая повесть написана в 1885 году, последняя закончена в 1922 году, за два года до смерти писателя».
Разочарование в буржуазной республике проявилось у Франса в те годы в форме скептического, иронического отношения ко всему окружающему. Скептиком сделал Франс аббата Куаньяра, героя двух своих романов («Харчевня королевы Гусиные Лапы» (1893) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893)). Большой, ясный ум писателя, богатство его мысли, тонкая ирония, разрушающая ложь и фальшь, – вот что привлекает читателя в этих книгах.
В девяностые годы со всей силой проявилось большое сатирическое мастерство Франса. Он создал цикл из четырех романов, объединенных общим заглавием – «Современная история» (1897–1901): «Под городскими вязами» (1897), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899) и «Господин Бержере в Париже» (1901).
«Уже не иносказательно, не намеками, а прямо и резко бичует Франс буржуазную Третью республику, – пишет И. Лилеева. – «Современная история» – сатирическое обозрение Франции конца XIX века, вершина реалистического творчества писателя. С документальной точностью описывает Франс политическую и общественную жизнь своего времени, на страницах его книг ведутся споры по самым важным и актуальным политическим проблемам. Франс с возмущением и негодованием рассказывает о монархических заговорах, о грязных и подлых путях, которые ведут к чинам, к успеху, разоблачает предвыборные махинации, судебные порядки. На страницах «Современной истории» дана целая галерея сатирических образов; беспринципные политиканы, продажные чиновники, развратные светские дамы, хитрые, пронырливые священники. Разоблачение клерикалов, их интриг занимает главное место в романе».
Новый этап творчества Франса, открывающийся «Современной историей», продолжился такими произведениями, как «Кренкебиль» (1903), «На белом камне» (1904), «Остров пингвинов» (1908), «Боги жаждут» (1912), «Восстание ангелов» (1914).
«Кренкебиль» – один из лучших рассказов писателя. Он повествует о печальной судьбе торговца‑зеленщика, ставшего жертвой судебного произвола, жертвой безжалостной государственной машины и звучит страстным протестом против несправедливости и жестокости буржуазного общества.
Затем Франс создал утопический роман «На белом камне», где говорит о будущем торжестве социализма. Писатель рисует картину общества 2270 года, общества, не знающего частной собственности и эксплуатации…
В 1905 году Франс вступил в социалистическую партию. Он был одним из тех немногих французских социалистов, которые выступили в защиту русской революции 1905 года. Франс был одним из создателей, а затем председателем «Общества друзей русского народа и присоединенных к России народов».
В произведениях Франса этих лет нашли отражение мучающие его сомнения и противоречия, а наряду с ними еще сильнее и резче зазвучало сатирическое обличение буржуазного общества. Так появился роман «Остров пингвинов». Как отмечает В. Дынник: ««Остров пингвинов» – это подлинный триумф франсовской сатиры. Писатель отважно атакует здесь моральное и политическое разложение, бесчеловечность, скудоумное ханжество в сочетании с наглым цинизмом, расистский и националистический дух, подменивший любовь к своему народу, атакует безудержный колониализм и многие другие отвратительные черты капиталистического строя, и делает это гораздо решительнее, чем раньше. Не ограничиваясь современностью, Франс устремляет свое внимание к самым основам эксплуататорского строя, к его историческим истокам. Меньше, чем где‑либо раньше в творчестве Франса, обращение к истории служит для него отдыхом от современности. В предисловии к «Острову пингвинов» писатель, якобы от лица Жако Философа, сам говорит о неразрывном единстве исторической и злободневной тематики этой книги».
В 1912 году вышел в свет известный роман Франса «Боги жаждут». Писатель воссоздал в романе жизнь Парижа 1793 года, когда у «великого революционного города» не было ни денег, ни хлеба, когда ему угрожали австрийские пушки. Он говорил о величии народа, силами которого совершалась революция: «Эта голь перекатная, уничтожившая королевскую власть, опрокинувшая старый мир… не ждала пощады от врагов».
На первом плане в романе стоят образы революционеров, бескорыстных людей, до конца преданных делу борьбы со старым миром. Таков, к примеру, Трюбер, секретарь военного комитета секции. О нем автор говорит с любовью и восхищением. Этот человек «чувствовал себя слитым в едином порыве со всеми патриотами, настолько он был нераздельной частью нации, настолько его жизнь растворилась в жизни великого народа». Трюбер является в романе воплощением сотен и тысяч народных героев, отдавших свою жизнь за революцию.
В центре произведения – якобинец Эварист Гамлен, верный последователь Марата и Робеспьера, присяжный заседатель Революционного трибунала. Молодой талантливый художник Гамлен беззаветно верен революционному долгу.
Отношение Франса к Гамлену двойственно: он восхищается его убежденностью, непоколебимой преданностью революции, но осуждает его жестокость, черствость и непримиримость. Гамлен из любви к человечеству становится бесчеловечным: «Я принес в жертву родине и жизнь и честь, – говорит он своей Элоди. – Я умру опозоренным и ничего не смогу завещать тебе, несчастная, кроме всем ненавистного имени… Любить друг друга? Но разве меня еще можно любить?.. И разве я могу любить?»
Трагизм судьбы и личности Гамлена – это трагизм его революционной деятельности. Он осложняется и углубляется еще тем, что, по Франсу, Конвент не добился особенных перемен в жизни страны, в самих людях.
В следующем романе «Восстание ангелов» революция снова не имела успешного окончания. Сатана, восстав против бога‑тирана Ялдаваофа, свергается за это с небес. Он может добиться своего, но должен вести на штурм небесного престола ангельские воинства, избравшие его своим предводителем. Сатана не верит в то, что установление новой власти избавит мир от тирании.
Сомнения и колебания Франса в вопросе о путях развития общества были в дальнейшем разрешены самой жизнью. Великая Октябрьская социалистическая революция помогла писателю освободиться от пессимизма, вернула ему веру в революцию, в будущее, привела его вновь к политической борьбе.
В 1920 году Франс примкнул к Французской коммунистической партии. Книги Франса занимают почетное место в сокровищнице французской литературы. В 1921 году писатель получил Нобелевскую премию по литературе.
Франс умер 12 октября 1924 года в Туре. На его похоронах присутствовали члены французского правительства.

1 2 3

Меню сайта
Форма входа
Привет!
...
Фраза дня
Моя Школа
GalleriX
Календарь
КаленДАРь - праздник на каждый день
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Глобус посещений