Понедельник, 21.08.2017, 09:37
Приветствую Вас Гость | RSS

'

Стр.3

30 мая - 140 лет со дня рождения пианистки, музыкального педагога Елены Фабиановны ГНЕСИНОЙ (1874-1967)

Наиболее ярко в отечественной музыкально-педагогической теории и практике значится имя Елены Фабиановны Гнесиной – крупнейшего музыканта-педагога XX века. Продолжая прогрессивные традиции педагогики конца XIX – начала XX века, она всю жизнь посвятила музыкальному образованию, цель которого – овладеть средствами, способствующими формированию духовного богатства личности, а наследие Е. Ф. Гнесиной сыграло выдающуюся роль в развитии отечественного музыкального искусства XX столетия.
В основе деятельности Е. Ф. Гнесиной лежит гуманистическое мировоззрение, глубокое понимание взаимосвязи эстетического и этического, базирующиеся на обширных знаниях о человеке, искусстве, музыке. Музыкально-педагогическая деятельность Е. Ф. Гнесиной отличалась особым даром – искусством общения со своими учениками, созданием особой среды, способствующей самовыражению и саморазвитию участников педагогического общения. В современном образовательном пространстве изучение процесса общения «учитель-ученик» в творческом педагогическом наследии Е. Ф. Гнесиной актуально для его последующего широкого применения в образовательной практике. Е. Ф. Гнесина в качестве исходной позиции процесса обучения выдвигала формирование в сознании обучающихся художественного образа музыкального произведения посредством музыкально-слуховых представлений. Для того, чтобы звуковой образ постоянно совершенствовался, ученику было необходимо расширять общую и музыкальную эрудицию, развивать навыки слухового самоконтроля и самоанализа, подвергать анализу содержание и форму произведения. В процессе этой работы развивался ученик, что было главной целью. Цель определяла задачи педагогики Е. Ф. Гнесиной, которые можно сформулировать следующим образом: 1) общемузыкальное развитие обучающихся на основе знания большого количества музыкальных произведений и вариантов их интерпретации, развития музыкального слуха и навыков слухового анализа; 2) формирование высокого уровня эрудиции ученика (знания в области музыки, литературы, живописи, архитектуры, понимание взаимосвязи искусств на философско-эстетическом уровне); 3) нравственное воспитание ученика; 4) развитие техники как средства воплощения художественного замысла.
Основополагающий принцип педагогики Е. Ф. Гнесиной – движение от внутреннего к внешнему, от сущности к явлению, от содержания изучаемых музыкальных произведений к техническим средствам их воплощения – базируется на ее концепции формирования художественного образа как основы изучения музыкального произведения. Для Е. Ф. Гнесиной ученик – не объект педагогического воздействия, а полноправный субъект. В ее педагогической системе, можно выделить следующие моменты: 1) Е. Ф. Гнесина представляла собой крупнейший профессиональный авторитет для учеников. Однако и в письменных, и в устных ее высказываниях отчетливо прослеживаются самоирония, подчеркивание своих профессиональных недостатков. Таким образом, Е. Ф. Гнесина как бы сознательно «принижала» свой образ в глазах учеников. Она могла это себе позволить, так как ее исполнительские и педагогические достижения были велики и бесспорны. Но, в результате такого «приземления», стиралась излишняя дистанция между Е. Ф. Гнесиной и ее учениками, что способствовало установлению сотрудничества и укреплению веры ученика в свои возможности; 2) одним из действенных приемов Е. Ф. Гнесиной был юмор, который зачастую заменял наказание или порицание учеников, остроумие Е. Ф. Гнесиной помогало показать ученику его ошибки и способствовало положительному разрешению ситуации; 3) атмосфера индивидуально-коллективных занятий в высокой степени способствовала установлению партнерских взаимоотношений между Е. Ф. Гнесиной и ее учениками; 4) Е. Ф. Гнесина придерживалась индивидуального подхода к обучающимся, как в вопросах формирования репертуара, так и в темпах и содержании работы. Она отличалась уважительным отношением к учащимся самых разных возможностей. Более или менее одаренный ребенок, попав в школу Гнесиных, очень часто становился профессионалом, но Елена Фабиановна Гнесина говорила: «…Воспитывать у человека потребность в музыке гораздо важнее, чем научить его владеть инструментом».
Е. Ф. Гнесина владела особым даром и искусством общения со своими учениками, умением создать особую среду, способствующую самовыражению участников педагогического взаимодействия. Раскрытие и воспитание таланта, индивидуальный подход и бережное отношение к личности ребенка, открытое конкурсное соревнование и, конечно же, глубокие академические знания и высокопрофессиональное владение своим ремеслом – основы, заложенные создателем школы, выдающимся деятелем отечественной культуры Е. Ф. Гнесиной, сохраняются и сегодня.
Е. Ф. Гнесина уделяла много внимания развитию способностей студентов к педагогической деятельности. Так, в 20-х годах, систематизировав накопившийся, опыт, Елена Фабиановна создала на факультативных началах кружок по методике преподавания игры на фортепиано, сама читала лекции и вела практические занятия. Деятельность кружка имела особенно большое значение, так как курса методики в то время в учебном плане не существовало. Опыт работы кружка в дальнейшем был использован при создании курса методики обучения фортепианной игре с начинающими, подготавливающий к будущей педагогической работе. Е. Ф. Гнесиной была введена и педагогическая практика. Именно здесь студенты могли попробовать свои силы на педагогическом поприще. Многие студенты «нашли себя» в стенах училища, приобщаясь к разным видам педагогической деятельности.
Сегодня сектор педагогической практики в училище – это настоящая «Музыкальная школа». С детьми занимаются ведущие российские педагоги, среди которых профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженные деятели искусств РФ, народные и заслуженные артисты России, заслуженные работники культуры, доктора и кандидаты искусствоведения; многие из них – бывшие воспитанники школы.
«Елена Фабиановна … сумела привить своим музыкальным «детям», «внукам» и «правнукам» не только благородный вкус, любовь к искусству, но и сознание гражданского долга», – писал Б. В. Левик, педагог, кандидат искусствоведения.
Неиссякаемая творческая энергия Е. Ф. Гнесиной позволяла ей успешно развивать важнейшие принципы музыкальной педагогики и заниматься композиторской деятельностью – создавать многочисленные произведения для детей. При этом много лет она еще и регулярно выступала на концертной эстраде.
С самого начала и впоследствии на протяжении своей многолетней педагогической деятельности Е. Ф. Гнесина уделяла огромное внимание проблемам методики. Эру­диция, природное педагогическое дарование, а также умение в каждой проблеме выявить существенное позволили ей определить всю важность постановки на­чального обучения, являвшегося в дореволюционной Рос­сии одним из слабых звеньев в нестройной системе музыкального образования.
Практика преподавания подсказывала, что при неп­равильной основе обучения развитие ученика тормозиться, иногда принимает непрофессиональные формы; на последующих этапах все равно приходится возвращать­ся к тем фундаментальным вопросам музыкального вос­питания, которые принято называть «школой».
Большинство пособий по начальному обучению, су­ществовавших на рубеже XIX–XX веков, не обеспечивало преемственности с достижениями русской прогрессив­ной исполнительской школы. Необходимо было усовершенствовать систему детского музыкального воспитания, создать новые методические пособия, пополнить учебный репертуар.
Незаурядное композиторское дарование позволило Елене Фабиановне воплотить свои методические воззре­ния и установки в реальном звучании; «звучащая» мето­дика помогала преодолеть разрыв между теорией и практикой, приобретала силу конкретного воздействия. Елена Фабиановна Гнесина создала пособия для педагогов и учащихся, где очень стройно изложила систему началь­ного обучения, а также ряд сборников детских пьес и этюдов, в которых эта система получила развитие.
Е. Ф. Гнесина посвятила всю жизнь воспитанию юных музыкантов. Е. Ф. Светланов писал: «Тонкий вкус, яркая образность, удивительное знание «адреса» сделали детские композиции Гнесиной неотъемлемой частью той музыки, с которой начинают свой путь юные музыканты». Будучи студентом Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Е. Ф. Светланов начинал свой творческий путь как пианист.
Еленой Фабиановной Гнесиной созданы сборники, достойно иллюстрирующие ее метод в фортепианной педагогике: «Первые шаги», «Фортепианная азбука», «Маленькие этюды для начинающих», «Дуэты для маленьких скрипачей», «Музыкальные диктанты», «Миниатюры для фортепиано», «Альбом детских пьес для фортепиано», «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники», «Ладушки», «Перезвон», «Пьески-картинки», «Вариации», песни на стихи  В. Маяковского, «Чудо-дерево» на стихи К. Чуковского и другое. Е. Ф. Гнесина считала начальный период обучения крайне важным в становлении музыканта.
Безусловно, успех обучения в игре на фортепиано в огромной мере определяется начальным этапом. Важно, на каком музыкальном материале воспитывается ученик. Две тетради «Первых шагов» Е. Гнесиной предлагают юным пианистам не только яркие, образные, доступные для них, но и ценные в методическом плане произведения, обеспечивающие выполнение таких ключевых задач, как подбор по слуху, освоение штрихов, постепенное включение всех пальцев обеих рук, выработка умения играть в ансамбле.
Упражнения и пьесы расположены в порядке возрастания трудности этих задач, что позволяет ребенку плавно и притом одновременно овладевать слуховыми и двигательными навыками, основами нотной грамоты, учиться играть мелодии, а затем мелодии с аккомпанементом выразительно, осмысленно, слушая самого себя, используя различные динамические оттенки, элементы полифонии.
Особенно следует заметить, что первая и вторая части представляют единое целое, материал обеих частей следует использовать параллельно. Практика показывает, что учащимся интересно услышать в своем исполнении не только мелодии одноголосные, но и с насыщенным гармоническим сопровождением. Первые партии ансамблей, предназначенные для учащихся – это те же пьесы для освоения фортепианной техники, только их играют вместе с учителем или другом: это гораздо интересней. Кроме того, игра в четыре руки вырабатывает у учащегося умение слышать себя в ансамбле, усиливает интерес к занятиям.
«Фортепианная азбука» Е. Гнесиной – это сборник упражнений. Маленькие этюды и пьески, составляющие сборник, представля­ют собой учебный материал, который следует использовать только после предварительных занятий с начинающим учеником. Подбор этюдов и пьесок в «Фортепианной азбуке» соответствует взглядам автора сбор­ника на последовательность развития игровых навыков начинающего ученика и на достиже­ние самостоятельности каждой руки, что ведет к быстрому овладению инструментом.
Е. Ф. Гнесина создавала му­зыку близкую и понятную детям, развивающую их фан­тазию. Этому способствовала и так называемая «детская программность». Пьесы Елены Фабиановны содержат самые разнообразные музыкальные образы, характерис­тики. При этом средства музыкальной изобразительности зас­тавляют работать воображение учащихся и помогают воссоздать картинки, отраженные в названиях пьес. Не случайно один из сборников Гнесиной носит название «Пьески-картинки».
Елена Фа­биановна отмечала необходимость развития у учащихся беглости, навыков исполнения полифонии и особенно подчеркивала важность воспитания отношения к звуку, «умения добиваться продолжительности звучания, певучести» [1]. Бережное отношение к звуку как выразителю музыкального смысла сочинения – педагогический принцип Елены Фабиановны. Он находил выражение в дифференциации музыкальной ткани, что было основным методом в ее практической работе.
В методических пособиях Е. Ф. Гнесиной содержится подробная разработка лишь одного из вопросов дифференцированного прочтения музыкальной ткани – навыка исполнения полифонии.
Глубокое знание полифонии, способность к обобщени­ям позволили Елене Фабиановне вскрыть ряд закономер­ностей исполнения многоголосной ткани и отобрать из всего многообразия полифонических сочетаний самые ха­рактерные, трудные для учащихся случаи.
Е. Ф. Гнесина обращает внимание на три основные закономерности, без которых ведение двух и более голосов невозможно. Первая из них – длительность зву­ка прямо пропорционально влияет на массу звучания: «...необходимо научить ученика выдерживать длинные ноты так, чтобы они действительно звучали до конца своей длительности». Елена Фабиановна обращает внимание на то, что оди­наковые длительности, взятые не одновременно, должны согласовываться между собой: «В двухголосии звук, появляющийся на фоне выдержанного голоса, должен быть взят настолько мягко, чтобы не заглушить первого, выдерживаемого звука». Присоединять один го­лос к другому следует безударно, так как резкость прерывает восприятие его звучания.
Вторая закономерность, которой должен был овла­деть ученик, – смысловое значение сопряжения двух или более голосов, соотношение их мелодических рисунков, выраженное в образующихся по вертикали интервалах, различие в них «ведущего» и «ведомого» или равных по значению.
Третья важная закономер­ность в воспроизведении двух и более голосов – ощу­щение пространственности, слышание пауз в голосах. Нельзя допускать, чтобы пауза, едва возникнув, тотчас же заполнялась звучанием других голосов: их необходимо исполнять во взаимодействии с паузой, то есть, сохраняя смысл и значение звучащих голосов, роль каждого из них в соотношении с паузой [1].
Одна из характерных тенденций музыкальной педагогики, как отмечают музыканты-исследователи – это привлечение внимания к формированию музыкального слуха, развития чувства ритма, памяти, двигательно-моторных навыков как основы музыкального воспитания и к поискам эффективных методов, ведущих к их интенсивному развитию. Согласно принципам отечественной методики, ребенка необходимо с первых уроков приобщать к искусству, приучать вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, распознавать качество звучания.
Гнесина Е. Ф. указывала на то, что занятия с детьми должны начинаться, прежде всего, с развития слуха и музыкальных представлений, а не с изучения нотной грамоты и технических упражнений, что было характерно для старых «Школ обучения игры на фортепиано». С первых же уроков она стремилась приобщить ученика к музыке: пела с ним песни, подбирала по слуху знакомые ему мелодии, играла различные музыкальные примеры, определяя вместе с учеником их характер, параллельно обучая его музыкальной грамоте, посадке за инструментом, обучая двигательным навыкам.
Решая вопрос о формировании фортепианных навыков в их глубокой взаимосвязи с музыкально-слуховыми представлениями, многие педагоги пытаются найти основной, исходный «технический» момент для их дальнейшего правильного развития и совершенствования. Многие педагоги начинали обучение игре на фортепиано с выработки приема legato.
Гнесина Е. Ф. коренным образом перестроила систему развития первоначальных двигательных навыков. Она считала, что самые первые упражнения должны включать движения всей руки и извлечение звуков non legato одним пальцем. На этом принципе основаны первые этюды и примеры из «Фортепианной азбуки».
Совсем немногие педагоги развивают в своих учениках способность к сочинению музыки. Например, Е. Ф. Гнесина рекомендовала самым маленьким ученикам давать мелодическую фразу на два-четыре такта, с тем, чтобы он придумал подходящий к ней ответ, или предлагала сочинить мелодию на текст какого-нибудь стишка. Такие занятия, по ее словам, заинтересовывали детей и развивали их творческую фантазию.

 

Меню сайта
Форма входа
Привет!
...
Фраза дня
Моя Школа
GalleriX
Календарь
КаленДАРь - праздник на каждый день
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 129
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Глобус посещений