Язык, которым объясняется
с нами художник, пытаясь выразить свои чувства и мысли, - художественный язык
искусства.
Наука об искусстве определяет его
как совокупность приёмов, с помощью которых художник воплощает в произведении
свой замысел и вступает в общение с публикой.
В культуре множество языков. Не только
тех, на которых говорят народы нашей планеты. Есть язык науки - математики,
информатики. Искусство также говорит на своём языке. Подобно языкам науки, язык
искусства также хранит информацию об окружающем мире и передает её от человека
к человеку и сохраняет для будущих поколений. Только эта информация совсем другого
рода и передается она иначе, чем в науке.
Каждый вид искусства имеет свой художественно-выразительный
ЯЗЫК. И для постижения произведения искусства, как и для его создания, необходимо
этот язык знать и чувствовать, осваивая все его тонкости.
Язык искусства - художественный,
он нужен для того, чтобы рождать образы и с их помощью создавать видимую и слышимую,
ощутимую, а в целом многомерную художественную картину мира.
Своим языком объясняется каждый вид
искусства, отражая одну из его сторон, для чего существуют самые разные художественно-выразительные
средства.
Так, живопись
выражается языком цвета и линии, света и тени, колорита, композиции. Музыка
разговаривает с нами, строя лад, метр, ритм, интонацию, темп, динамику звука.
Поэзия говорит на "человеческом"
языке, но этот язык метафоричен, в нём слово выражает совсем не то, что имеет
в виду наш обыденный язык.
Язык архитектуры
материален. В пространстве она занимает собой объём, ей присущ ритм, симметрия
или асимметрия, пропорции, контрасты, силуэт, фактура, ритм и цвет. А мы воспринимаем
её так же, как музыкальное произведение, что послужило поводом Н.В. Гоголю назвать
архитектуру "застывшей музыкой".
Это каскады барокко,
капризные рокайльные завитки рококо, торжественные марши лестниц классицизма,
чёткие пропорции фасадов,
гаммы колоннад,
и взлёт стрельчатых
арок готики.
Язык архитектуры выразителен - в
нём характер культуры эпохи и стиль эпохи, национальные традиции, личность зодчего
и каприз правителя. Она вызывают целую гамму чувств: ликование, восторг, радость,
скорбь, покорность, чувство полета и приземлённость. Она обобщает эти чувства
в понятия, такие как гуманизм, свобода, сила духа и человеческий гений.
Не зная языка какого-либо из видов
искусства, нет смысла делать попытки разобраться в самом произведении искусства
- ведь в здравом уме никто не возьмётся читать Бальзака в подлиннике, не зная
языка автора.
Языку искусства надобно учиться,
и это совсем не лёгкий процесс, но очень привлекательный, особенно если у ученика
есть к нему способности - музыкальный слух, образное мышление, и хватает характера
для того, чтобы овладеть художественным языком в совершенстве. Сам художественный
язык также совершенствуется и обновляется. Это не всегда приводит в восторг
публику и критику.
Вспомните, как встретили картины
импрессионистов на парижском "Салоне"? А разгромная статья пролетарского
писателя Максима Горького о картине "Принцесса
Греза" М. Врубеля, показанной на Нижегородской ярмарке?
Иногда один из видов искусства заимствует
из языка другого необходимые для выразительности стиля языковые средства: в
живописи художника ХХ века Пабло Пикассо выразительность и необычайная экспрессия
его картины "Герника"
приобретена применением взятой из литературы метафоры.
Когда новый вид искусства заявляет
о себе, он это подтверждает средствами своего языка, но какое-то время уходит
на эти поиски. Так немое кино поначалу говорило языком пантомимы, звуковое -
театра.
Телеискусство - особый вид телевизионной
деятельности поначалу содержало в себе очень много от языка театра и кино. Свой
язык телевидение ищет потому, что отношения "творец - зритель" в телеискусстве
отличается не составом зрительской аудитории, а более камерными, интимными,
личными отношениями сидящих перед экраном с создателями как телесериалов, так
и телевизионных фильмов. К тому же телевидение однажды показало событие в реальном
времени - и это стало потрясением не меньшим, чем прибытие поезда
на вокзал у братьев Люмьер.
Сегодня в телевизионном пространстве
человек находится на расстоянии вытянутой руки от экрана, ближе чем в театре
или кинотеатре. У него нет ярко выраженного коллективного восприятия происходящего,
а потому и оценка увиденного и пережитого более индивидуальна и независима.
Свой язык ищет светомузыка. Подсмотренная
ещё давно у фонтана при луне, в игре фейерверков на тёмном небе под музыку оркестра,
услышанная в произведениях композиторов, она обретает свои выразительные средства,
пытается создать свой язык.