ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА И СИСТЕМА ВИДОВ ИСКУССТВА

                                                                                  Искусство - это не "что", а "как".
                                                                                      Режиссёр О. Табаков на репетиции

       Подчас вместо определения "художественная культура" мы говорим просто "искусство" или "искусство и литература".
       А когда мы вспоминаем античную истину о том, что искусство вечно, то создается впечатление, что оно не только обращено в бесконечное будущее, но и всегда существовало.
       Но если мы хотим узнать, откуда взялись все нынешние такие разные виды искусства, то нам придется снова вернуться к первобытным временам, когда природа и человек были единым целым.
       Все происходящее у костра было единым действом. Каждый был актёр и зритель одновременно, и танец был в то же время и песней, и музыка рождалась от выкриков людей и пламени костра. А раскрашенные лица, татуировки и бусы были частью и песни, и танца, и музыки.
       Всё было слитно - СИНКРЕТИЧНО, и место у костра ещё не стало сценой, и не родился ещё оркестр, и не было хора. Искусство уже существовало, но оно было едино и неделимо. И прошло много тысячелетий, прежде чем из этого пёстрого праздника возникли первые виды искусства.
       В античной Греции словом ИСКУССТВО обозначали не только СОБСТВЕННО ИСКУССТВО, но любое занятие человека, где в созданных его руками произведениях проявлялся высокий уровень умения. Поэтому скульптор, живописец и ремесленник, изготавливавший щиты и мечи, украшенные орнаментом, были равны перед искусством. Всё это вместе античные греки называли одним словом - "techne". Однако у них в большом почёте были также певцы, музыканты и танцоры.
       Так выделились две ветви искусства - МУСИЧЕСКАЯ - танец, музыка, слово и актёрское искусство, ТЕХНИЧЕСКАЯ - скульптура, декоративное и архитектура. Внутри этих ветвей первичного искусства слитно существовали будущие отдельные самостоятельные виды искусства, пока ещё ничем о своём присутствии не заявляя.
       Дальнейшее совершенствование художественной культуры привело к выделению из техно и мусической групп набирающие самостоятельность виды культуры - живопись, музыку, поэзию. Так возникла, развиваясь и делясь на все новые и сложные виды, СИСТЕМА ВИДОВ ИСКУССТВ.
       Современная система видов искусства состоит как из простых видов искусств, в основе которых лежит первая форма художественной деятельности - живопись, архитектура, поэзия, скульптура, музыка, так и сложных, стоящих из нескольких первозданных форм художественного творчества: театр, опера, балет, кино.
       Как видите, в этой СИСТЕМЕ виды искусства находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, и она меняется, дополняется, развивается внутри себя, совершенствуется, и виды искусства в ней приобретают совершенно новые свойства.
       Виды искусства обладают своими выразительными средствами, а потому не заменяют и ни в чём не повторяют друг друга.
       Все они как формы ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА равноценны. ЖИВОПИСЬ превосходит музыку в наглядности своих образов, они зримы, красочны, объёмны. Но все же музыке легче передавать в звуках сложную гамму человеческих настроений и переживаний.
       Мир искусства разомкнут и открыт. Он постоянно расширяется, в нём уже ставшие привычными виды искусств подпитывают друг друга, они осваивают для создания своего образного языка технические новшества, образуя всё новые виды искусств.
       В конце XIX века зародился кинематограф, из которого в XX веке образовалось киноискусство. На основе киноискусства, театра, живописи и графики, а возможно, ещё и забытого ораторского искусства складывается современное искусство телевидения.
       Сегодня пытается стать самостоятельным видом искусства светомузыка, возникшая в результате попыток синтеза музыки и цветного потока света.
       Современные виды искусства возникают, начиная с кинематографа, как технические новшества, и нужны особые условия или счастливый случай, чтобы искусство и техника не просто сосуществовали, но и синтезировались, становясь чем-то принципиально новым.
       Чем отличается искусство от ремёсел, всевозможных умений и других занятий человека, стало понятно в эпоху Возрождения. Тогда утвердилось мнение, что главное его отличие состоит не в проявлении высокого уровня умения и мастерства, и не в приятном от него впечатлении, а в художественно-образной природе искусства и его особом способе отражать действительность.
       Совершенно понятно, что познавать мир всего правильнее с помощью наук - несокрушимая твердыня научных знаний объясняет закономерности бытия объективно и точно.
       А вот может ли искусство познавать действительность и изображать реальный мир точно так же? Ведь художник воспроизводит окружающий мир, пропуская реальность сквозь призму своих ощущений, эмоций; выражает своё отношение, дает оценку, доверяя своим чувствам и переживаниям?
       В искусстве личное, основанное на чувствах и ощущениях автора отношение к действительности - как раз то, без чего художественная культура не может существовать. Она может оказать на жизнь потомков не меньшее влияние, нежели научное прогнозирование, как чуткий инструмент предугадывая те изменения в обществе, которым ещё не найдено научных подтверждений. Искусство создает образ времени, картину эпохи, рисуя эту картину средствами художественного языка - и у каждого вида искусства этот язык особый.