ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - совокупность процессов и явлений духовно-практической
деятельности, необходимой для создания, освоения и распространения произведений
искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - одна из специализированных сфер культуры, функционально
решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных
образах, а также задачи различных аспектов обеспечения этой деятельности.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - особая область культурной деятельности человека. Она
представляет собой совокупность всевозможных проявлений человеческой духовно-практической
деятельности. В её результате создаются, распространяются и осваиваются произведения
искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ мира подчас бывает убедительнее и ярче, чем научные труды.
Роман-эпопея Льва Толстого "Война
и мир" построена на живых, тонко, с оттенками настроений выписанных картинах
жизни российского общества и потрясающе реальных, ощутимых, слышимых и зримых
сценах сражений и военного быта. Ещё в романе есть рассуждения писателя о тех,
кто распоряжался жизнями солдат и судьбой народов в военной кампании 1812 года,
поиски причин событий и показ их последствий. Но главное - те живые, яркие характеры,
которые писатель создал, и те отношения, поступки, которые продиктованы характерами
людей и их убеждениями.
В целом " Война и мир",
не будучи научным трудом или отчетом о военных действиях, является художественной
картиной русской жизни в определённый её период.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС создания художником произведения искусства, которое будет
после воспринято публикой - это СОБСТВЕННО художественный процесс, а художественное
восприятие произведения художника публикой – это СОТВОРЧЕСТВО. В сотворчестве
не только СОЗДАНИЕ художественных ценностей, но и их ВОСПРИЯТИЕ является художественным
процессом.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ - эмоциональный и глубоко личный процесс понимания
созданного художником. В нём понимание и переживание становятся чем-то единым,
чему помогает также ассоциативное мышление, без которого восприятие просто немыслимо.
Воспринимать и постигать глубину замысла
и исполнения произведения гораздо легче при высоком уровне общей культуры и
богатом опыте общения с искусством.
Иногда приходится слышать, как ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ТВОРЧЕСТВО называют особой формой творчества (художественное народное творчество,
художественное творчество учащихся)в сфере культуры. Но правильнее сказать,
что это творческий ПРОЦЕСС создания художественных ценностей. Его делят по науке
на ПЕРВИЧНОЕ творчество - собственно процесс авторского творения, и ВТОРИЧНЫЙ
- исполнение произведения композитора дирижером, постановка пьесы режиссёром,
балета - балетмейстером. Все они воспроизводят первичный замысел и его интерпретируют.
ТАЛАНТ - предпосылка к художественному творчеству. Талант зависит от врождённых
способностей - слух, ритм, пластичность, голос - это врожденные качества, которые
ещё необходимо совершенствовать.
Талант проявляется также в способности
к образному мышлению, умению улавливать ассоциации, поэтическом видении мира,
фантазии, интуиции, умении в обычном разглядеть необычное. Но этого всё равно
недостаточно для реализации таланта: очень рано в человеке должно обнаружиться
его стремление (а не усердных родителей), его потребность передать свои мысли
и чувства и переживания другим ("не может не творить").
Природа не расточительна и стремится
к общей гармонии - она обычно раздает таланты по одному на человека, но бывают
исключительные случаи, когда у него талантов несколько, и он во всех преуспевает,
как Леонардо да Винчи, или Михайло Ломоносов.
Естественно, что на талант и судьбу
художника оказывают влияние его семья, страна, где он живёт, культурные традиции,
среда общения и степень возможности приобщаться к искусству. Но основное - его
личные качества.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС - способность человека оценивать произведение искусства.
Оценка делается на основе знаний о предмете искусства, а также представления
о совершенстве, к которому стремится всякий настоящий мастер.
Художественный вкус - почти то же
самое, что и критика, только обращена она на собственную персону и носит личный
характер. А потому художественный вкус не навязывается другим.
Художественный вкус формируется на
основе полученных теоретических знаний и практического общения с произведениями
искусства. Читая книги об искусстве, посещая музеи и выставки, занимаясь в любительских
студиях или профессиональных учебных заведениях, мы вкус к искусствам прививаем,
воспитываем и совершенствуем.
Развивать художественный вкус полезно
хотя бы для того, чтобы уметь в сложном мире художественных ценностей их безошибочно
распознавать.
Особенно в современном мире, с его
шаткой шкалой ценностей, индустрией подделок на один день моды. В мире, где,
с одной стороны, исчезает творчество и возрастает потребительство, а с другой
стороны, - культурные ценности приобретают всё большую значимость, как и ценность
творчества подлинных художников.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ невозможна без сотворчества: у художника должен быть
зритель, писатель ждет своего читателя, музыкант слушателя, кинорежиссёр не
мыслит результата своего труда без заполненного зрителями зала. Для того чтобы
это сотворчество было плодотворным, внутри художественной культуры уже давно
сложилась своеобразная структура. Она помогает обеим сторонам творческого процесса
находить взаимопонимание, а самой культуре - успешно развиваться и быть доступной
для всех людей в равной степени.
Что необходимо для того, чтобы публика
ориентировалась в культурном пространстве художественной культуры, а её творцы
знали, как публика о них отзывается публика?
Для этой цели давно существует художественная
КРИТИКА (не путайте с цензурой). Критик должен знать предмет своего выказывания,
обладать непредвзятостью, быть восприимчивым и сопереживающим, уметь проникать
в замысел автора и рассматривать его с разных сторон, улавливать не только смысл
сказанного, на языке искусств, но и его последствия ("как наше слово отзовется..."),
а также профессионально разбираться в языках искусств. Именно художественная
критика дает возможность публике сориентироваться в мире искусства, она же наводит
мосты между творцом и воспринимающей ему публикой и подготавливает её с со-творчеству.
Художественная культура со всеми её
системами и структурами влияет в немалой степени на то, что из созданного человечеством
в искусстве, станет считаться ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ и как ими воспользуются
потоки.
Художественная ФОРМА в искусстве также
нечто уникальное. Она представляет собой сложную структуру, - многосложное построение
произведения. А создается с помощью особого материала - особого ЯЗЫКА, который
выражает содержание этой формы.
Каждый вид искусства имеет свой художественно-выразительный
ЯЗЫК. Наука об искусстве определяет его как совокупность приёмов искусства,
с помощью которых художник воплощает в произведении свой замысел и вступает
в общение с публикой.
И для постижения произведения искусства,
как и для его создания, необходимо этот язык знать и чувствовать, осваивая все
его тонкости.