Подчас вместо определения "художественная
культура" мы говорим просто "искусство" или "искусство и литература".
А когда мы вспоминаем античную истину
о том, что искусство вечно, то создается впечатление, что оно не только обращено
в бесконечное будущее, но и всегда существовало.
Но если мы хотим узнать, откуда взялись
все нынешние такие разные виды искусства, то нам придется снова вернуться к первобытным
временам, когда природа и человек были единым целым.
Все происходящее у костра было единым
действом. Каждый был актёр и зритель одновременно, и танец был в то же время и
песней, и музыка рождалась от выкриков людей и пламени костра. А раскрашенные
лица, татуировки и бусы были частью и песни, и танца, и музыки.
Всё было слитно - СИНКРЕТИЧНО, и место
у костра ещё не стало сценой, и не родился ещё оркестр, и не было хора. Искусство
уже существовало, но оно было едино и неделимо. И прошло много тысячелетий, прежде
чем из этого пёстрого праздника возникли первые виды искусства.
В античной Греции словом ИСКУССТВО обозначали
не только СОБСТВЕННО ИСКУССТВО, но любое занятие человека, где в созданных его
руками произведениях проявлялся высокий уровень умения. Поэтому скульптор, живописец
и ремесленник, изготавливавший щиты и мечи, украшенные орнаментом, были равны
перед искусством. Всё это вместе античные греки называли одним словом - "techne".
Однако у них в большом почёте были также певцы, музыканты и танцоры.
Так выделились две ветви искусства -
МУСИЧЕСКАЯ - танец, музыка, слово и актёрское искусство, ТЕХНИЧЕСКАЯ - скульптура,
декоративное и архитектура. Внутри этих ветвей первичного искусства слитно существовали
будущие отдельные самостоятельные виды искусства, пока ещё ничем о своём присутствии
не заявляя.
Дальнейшее совершенствование художественной
культуры привело к выделению из техно и мусической групп набирающие самостоятельность
виды культуры - живопись, музыку, поэзию. Так возникла, развиваясь и делясь
на все новые и сложные виды, СИСТЕМА ВИДОВ ИСКУССТВ.
Современная система видов искусства
состоит как из простых видов искусств, в основе которых лежит первая форма художественной
деятельности - живопись,
архитектура,
поэзия, скульптура,
музыка, так и сложных,
стоящих из нескольких первозданных форм художественного творчества: театр,
опера, балет,
кино.
Как видите, в этой СИСТЕМЕ виды искусства
находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, и она меняется, дополняется,
развивается внутри себя, совершенствуется, и виды искусства в ней приобретают
совершенно новые свойства.
Виды искусства обладают своими выразительными
средствами, а потому не заменяют и ни в чём не повторяют друг друга.
Все они как формы ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
равноценны. ЖИВОПИСЬ превосходит музыку в наглядности своих образов, они зримы,
красочны, объёмны. Но все же музыке легче передавать в звуках сложную гамму человеческих
настроений и переживаний.
Мир искусства разомкнут и открыт. Он
постоянно расширяется, в нём уже ставшие привычными виды искусств подпитывают
друг друга, они осваивают для создания своего образного языка технические новшества,
образуя всё новые виды искусств.
В конце XIX века зародился кинематограф,
из которого в XX веке образовалось киноискусство. На основе киноискусства, театра,
живописи и графики, а возможно, ещё и забытого ораторского искусства складывается
современное искусство телевидения.
Сегодня пытается стать самостоятельным
видом искусства светомузыка, возникшая в результате попыток синтеза музыки и цветного
потока света.
Современные виды искусства возникают,
начиная с кинематографа, как технические новшества, и нужны особые условия или
счастливый случай, чтобы искусство и техника не просто сосуществовали, но и синтезировались,
становясь чем-то принципиально новым.
Чем отличается искусство от ремёсел,
всевозможных умений и других занятий человека, стало понятно в эпоху Возрождения.
Тогда утвердилось мнение, что главное его отличие состоит не в проявлении высокого
уровня умения и мастерства, и не в приятном от него впечатлении, а в художественно-образной
природе искусства и его особом способе отражать действительность.
Совершенно понятно, что познавать мир
всего правильнее с помощью наук - несокрушимая твердыня научных знаний объясняет
закономерности бытия объективно и точно.
А вот может ли искусство познавать действительность
и изображать реальный мир точно так же? Ведь художник воспроизводит окружающий
мир, пропуская реальность сквозь призму своих ощущений, эмоций; выражает своё
отношение, дает оценку, доверяя своим чувствам и переживаниям?
В искусстве личное, основанное на чувствах
и ощущениях автора отношение к действительности - как раз то, без чего художественная
культура не может существовать. Она может оказать на жизнь потомков не меньшее
влияние, нежели научное прогнозирование, как чуткий инструмент предугадывая те
изменения в обществе, которым ещё не найдено научных подтверждений. Искусство
создает образ времени, картину эпохи, рисуя эту картину средствами художественного
языка - и у каждого вида искусства этот язык особый.