... Экскурсия заканчивалась у церкви.
С высоким шлемом купола, стройными белокаменными плечами фасада, она светилась
белизной на фоне неяркого северного неба, и река смывала с её отражения пыль веков.
Мы все приближались, и когда стала различима белокаменная кладка, экскурсовод
остановился и сказал: "Вы сейчас стоите лицом к двенадцатому веку. К нему
можно прикоснуться, но лучше - вглядеться и услышать безмолвную музыку зодчества".
И в самом деле, если издалека храм
"звучал" как далёкая торжественная мелодия, то вблизи она становилась
многозвучной и сложной - от разных каменных наличников, фигурного крыльца, жестяного
кружева подзоров, пропорций стен и куполов. А резные наличники, кружево и диковинные
звери вели свою партию в звучании слаженного оркестра.
Это было похоже на колокольный звон
с ударами басовитого большого колокола, ярким многозвучием средних колоколов и
частым высоким трезвоном самых маленьких.
Такое же путешествие в век минувший
можно совершить у стен Псковского или Казанского кремля, в Юрьеве Польском, в
вашем городе и селе - в любом месте, где есть памятник культуры и он, даже в развалинах
- ПОДЛИННЫЙ, то есть не новодел, принявший его облик и разместивший в себе офис
или апартаменты бизнесмена.
...Если остановиться у стен караван-сарая
в Шахрисабзе, казанской башни Сюмбики, у дацана в Улан-Удэ или минаретов мечети
в Бухаре, - то всё, что было заложено в своё время мастерами и зодчими, в какой-то
миг нашего сегодня накладывается на мгновенье прошлого. И крики ласточек у нас
над головами станут голосами женщин, идущих на восточный базар, а в гуле современного
города возникнет музыка старинного праздника...
А всего лишь надо подойти к старой
стене и как бы войти зрительно в её пространство, и тогда каждая деталь и всё
произведение в целом включит вас в своё собственное время.
...В подземном переходе Китай-города
рядом с глянцевым кафелем облицовки стены выступает грязноватый кусок белого камня
старого города. Стоит подумать о том, что он подлинный - и что-то в нашем сознании
отсекает шум и голоса современного города. И у этого камня со следами трудов давно
ушедших и безымянных старых мастеров возникает маленький оазис тишины, в которой
материализуется другое время.
Произведения старинных зодчих противостоят
времени, они становятся культурными памятниками, в которых заключены и духовные
ценности. Они стоят как маяки в цепочке веков и эпох, и по ним мы можем путешествовать
в глубь времён.