С чем только не
сравнивают художественную культуру!
И с ЗЕРКАЛОМ, в котором отражается
вся созданная человеком культура и его отношение к природному миру. И с окном,
распахнутым человечеством в неведомое, и с мостом в иные миры и даже способом
бессмертия.
А исследователи считают, что художественная
культура является САМОСОЗНАНИЕМ всей культуры целиком. И мы "смотримся"
в зеркало культуры совсем не затем, чтобы убедиться в том, что оно дает оптически
правильное отражение. В ЗЕРКАЛЕ художественной культуры человечество осознает
себя, свои цели, свои ценности, свои проблемы, свои задачи.
Это зеркало магическое - оно разворачивает
картину культурной жизни
человечества от обозримого прошлого до предсказуемого будущего. В нём умещается
все пространство нашего бытия - с медленно дрейфующими континентами, кочующими
народами, рождающимися и исчезающими цивилизациями. Но ему доступна и глубина
микрокосма человеческой души, ее движенья и порывы.
Зеркало художественной культуры раскрывает
эту грандиозную картину во всем ее многообразии. А всякое многообразие требует
упорядоченности - вот для чего и существует понятие ТИПОЛОГИИ.
"TYPOS" + "LOGOS"= ?
... Когда у нашего современника нет
слов, чтобы определить, на что похож предмет его интереса, он находчиво объясняет:
"Ну, типа..." - добавляя, с чем именно предмет интереса следует сравнить,
и все понимают, что человек хотел сказать.
Античные греки, произнося слово "typos",
имели в виду "образец"; во времена В.Г. Белинского "тип"
был характерным или распространенным, а поколение предыдущего века частенько
говаривало "противный тип" - ругательно.
Типология - как метод познания окружающего
мира - расчленяет системы объектов своего изучения, чтобы потом удобнее и точнее
их сгруппировать с помощью так называемого идеального типа, с которым их сравнивает.
В результате такого научного подхода пришлось признать множественность, неоднозначность
нашего общекультурного человеческого мира: он постоянно изменяется таким образом,
что человек пока еще не в состоянии с абсолютной точности разложить все его
многообразие "по полочкам", раз и навсегда. Он может только уточнять
старое и открывать новое - с чем, конечно, человек как существо ДЕЯТЕЛЬНОЕ и
склонное к ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОСТИ, не хочет примириться...
ТИПОЛОГИЯ культуры изучает, упорядочивает
и объясняет разнородное по составу множество объектов культуры, выявляя её разные
ТИПЫ. Делается это с различных точек зрения, и в результате мы имеем несколько
ТИПОЛОГИЙ - классификаций культуры.
ТИПОЛОГИИ, ТАКИЕ РАЗНЫЕ...
Если рассматривать культуру с точки
зрения того, каким природным материалом овладели люди в тот или иной период
развития человечества, то говорится о хозяйственных культурах - каменной, бронзовой,
железной, индустриальной. А с точки зрения образа жизни, она будет кочевой,
оседлой, охотничьей, собирательской, скотоводческой, земледельческой, ремесленнической.
С точки зрения развития общества
мы можем обнаружить типы культуры патриархальной, феодальной, буржуазной. Более
того, мы можем выделить типы культуры по способу поселения людей - городскую,
сельскую, поселковую. А по возрастному признаку предлагается рассматривать культуру
детскую, молодежную, взрослую, культуру зрелого и пожилого возраста.
Можно также типологизировать её по
наличию и названию религии - культура светская и религиозная: мусульманская,
христианская, языческая, иудаизская, индуистско-буддийская.
Философский подход предлагает ограничиться
двумя типами культуры и рассматривать глобальные взаимоотношения Востока и Запада.
Увы! - универсальной типологической
концепции нет, - невозможно втиснуть в единую схему все проявления человеческой
духовности, все виды материального ее воплощения, всю историю человечества и
развитие его культуры и сказать, что такая схема универсальна. Ибо любая схема
неподвижна, а культура постоянно развивается и изменяется...
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ культура, являясь
частью общей культуры, существует в двух измерениях - пространственном и временном.
ВО ВРЕМЕННОМ ИЗМЕРЕНИИ искусство воссоздает содержание и строение каждой исторической
эпохи. А в ПРОСТРАНСТВЕННОМ измерении - каждого регионального, национального,
социального состояния культуры.
Поэтому развитие художественной культуры
рассматривают по историческим эпохам: Первобытной,
Античной, Средневековой,
Возрождения, Просвещения,
Нового времени и идущую
вслед за ней эпоху Новейшего
времени, в которую мы сегодня живём.
Во ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ ТИПЫ художественной
культуры сменяют друг друга под влиянием внешних и внутренних причин далеко
не сразу. Чтобы возникнуть, развиться и измениться, им нужно разное время. В
результате мы на один какой-то момент истории культуры можем наблюдать пёструю
мозаику, из которой складывается общая КАРТИНА МИРА.
С момента возникновения культуры
и первых признаков художественного образного мышления, типы культур возникали
и сменяли друг друга многократно. И каждый последующий период не отрицал вклада
предшествующего в развитие общества: ведь новое зарождалось и прорастало внутри
старого ещё раньше, чем оно уходило в глубины истории.
Исторические типологии исследователи
выстраивают по-разному. Первым, кто попытался это сделать, был исследователь
Лукреций Кар (99-55 года до н.э.). Свою типологию он изложил в поэме "О
природе вещей". Ему-то и принадлежит мысль о том, что каждый период развития
культуры общества отличается материалом, из которого древние люди изготавливали
орудия труда. По типологии античного мыслителя, у человечества был "век
каменный, век бронзовый и век железный". Все эти времена оставили свои
памятники не только в виде орудий труда, но и КАМЕННОЙ
и БРОНЗОВОЙ
скульптуры.
XIX век принес множество открытий
в археологии, в результате чего стало возможно посмотреть на историю человечества
с новой точки зрения.
Британский ученый Джон Леббок в 1865
году придумал те названия, которыми мы пользуемся сегодня: "культура палеолита"
- старого камня, мезолита -"среднего камня" и неолита -"нового
камня". Эпоха ПАЛЕОЛТИА длилась с от 3 миллионов лет до н.э. до X тысячелетия
до н.э. Переходный период от старого к новому означен с Х по IX тысячелетие
до н.э. как МЕЗОЛИТ а новый каменный период - НЕОЛИТ - с Х по III тысячелетие
до н.э .
"Младенчество" человечества,
если следовать параллели с развитием человека (от 150 000 лет до н.э. вплоть
до IV века до н.э.), оставило нам пещерные
росписи и фигурки, сделанные руками доисторического автора.
"Раннее детство" IV-V веков
до н.э. подарило нам не только первые памятники письменности и архитектуры Древнего
мира: Египта, Двуречья,
Индии. В этот период
развития культуры расцветает АНТИЧНОЕ искусство Греции
и Рима.
Таинственно - на другом краю земли
и недосягаемо для Европы развивается культура Китая
и континента, еще не названного Америкой.
Сегодня мы имеем представление об особом мире человека тех времен, отразившееся
в несчитанном количестве мифов о богах и героях народов разных континентов земли.
Средневековье было самым длительным
периодом развития культуры. В Европе он начался в V веке до н.э. и продолжался
до XVII века.
В нём наметились три периода. Начало
раннего средневековья совпало с уходом с мировой сцены античной культуры. Она
исчезла, чтобы возродиться позднее - в Новое время.
Ранний период Средневековья длился
с V по XI, средний - с XI по XIII и поздний - с XIV по XVII век, когда его идеалы
окончательно разрушила эпоха Возрождения, возникшая в его недрах еще в XIV веке
сначала в Италии, позднее - в других странах Европы.
Вы, наверное, заметили, что ни один
период развития культуры не начинается внезапно и не заканчивается вдруг. Ведь
и в наше Новейшее время в дебрях Африки бродят люди, живущие первобытной жизнью,
а рядом со странами индустриального общества соседствуют другие - со средневековым
укладом быта и такими же способами решать проблемы мира и войны.
Поэтому немудрено, что в Средние
века одном углу Европы расцветал Ренессанс с его масляной живописью и интересом
к жизни человека, в другом ещё строили готические храмы. А где-нибудь среди
глинобитных построек и минаретов иноземца как чужака определяли по наличию пуговиц
на одежде.
В средневековом обществе царило рыцарство,
вассалы и сеньоры, вокруг замков начинали возникать города с ремесленниками.
В ту эпоху над бренным телесным человечеством парил недосягаемо прекрасный и
возвышенный Божественный Дух. Но в глубине этой неподвижной картины уже просыпалось
предпочтение человеческому разуму. Трубадуры Средневековья оставили нам "песню
о Роланде" и "Сказание о Нибелунгах"; но в то же время жили и
Данте Алигьери, а зодчие создавали искусство готики - воздушные
храмы, направлявшие взор человека к Богу.
Эпоха Возрождения заявила о себе
в Европе, начиная с Италии, в XIV веке и длилась по XVII век. Без нее вспыхнувшей
звездой разума в сумерках Средневековья, не наступило бы Нового времени. Эпоха
гуманизма, всепобеждающая вера в разум человека и его способности, сопровождалась
борьбой ученых с церковными запретами, не позволяющими науке ничего, что не
имело целью познание Бога.
В то же время эпоха Возрождения была
временем великих географических открытий новых стран и континентов, торговых
путей и знакомством с культурой иных народов. Тогда определились и сформировались
все основные виды искусств, известные нам сегодня, из того времени к нам пришли
имена Бруно, Галилея, Кампанеллы, Данте, Петрарки, Боккачо, Эразма Ротердамского,
Рабле, Сервантеса, Шекспира.
Есть мнение, что Новое время пришло
в нашу жизнь в XVIII-XIX веках с эпохой Просвещения.
Идеи эпохи Просвещения возникли во
Франции, Германии и Англии в конце XVII начале XVIII века. Просвещение и человеческий
разум ставилось во главу угла всего - и в этом ему должно было служить искусство.
Оно должно было воспитывать в человеке гражданственность, призывало его к духовной
крепости и готовности принести всего себя на службу человечеству. Великий Вольтер
заявлял, что именно просвещение может спасти человечество от варварства, считая
его "матерью всех пороков". Эта эпоха пыталась найти гармонию между
личной и общественной жизнью, но она же и стала предтечей другого времени.
XIX век Нового времени был неспокоен
для искусства. Буржуазное представление о его роли в жизни человека отрицало
его духовное начало, что вызвало ответную реакцию прогрессивной части общества.
Далее следовал ХХ век, век глобальных
изменений в мире, и с тех пор карта мира меняется не из-за географических открытий,
а неузнаваемо перекраивается из-за геополитических интересов. В нашем XXI веке
не исчезает сомнение в правильности выбора пути, которым движется прогресс.
Человек продолжает воевать с природой,
имея численное и техническое превосходство. Происходит переоценка духовных и
художественных ценностей. Их различное толкование становятся причиной далеко
идущих конфликтов. Это наше, Новейшее реальное время.