Художественный образ
- это то, без чего искусства просто-напросто бы не было. Он существует во всех
его видах - объёмной и неподвижной СКУЛЬПТУРЕ,
плоской и одновременно глубокой КАРТИНЕ,
в ЛИТЕРАТУРЕ, где в иероглифах,
арабской вязи,
латинице и кириллице
оживает и длится время нашей жизни, в МУЗЫКЕ, где он записан знаками
и возникает только в нашем воображении.
Возникновением образа мы обязаны
нашим первобытным предкам, их первозданному, непредвзятому и наивному, но в
то же время пытливому дологическому мышлению, будившему их воображение.
"Дремлет чуткий камыш",
"море смеялось" и "куда бежишь, тропинка милая?" - это всё
из тех времен, когда вся природа была живой. Это русалки на фронтонах поволжских
домов и капители колонн, повторяющие форму "мирового дерева". Это
видение дало нам эпитеты и метафоры, аллитерацию и гиперболы, "тропы и
фигуры" художественного мышления.
Научное определение образа предполагает,
что художественный образ это специфическая (то есть в данном случае только искусству
принадлежащая) форма сознания и оценки мира, способ и форма воплощения действительности
в искусстве.
Образ отражает действительность,
но он не зеркальное её отражение, не копирование с натуры совершенного образца.
Если художник обладает в достаточной мере творческим воображением и фантазией,
то у него есть возможность преобразовать реальность и показать те её черты,
которые творцу кажутся существенно важными для нашего понимания того, что он
хотел сказать средствами своего вида искусств.
Это в равной степени справедливо
для творчества и актёра, и писателя, и архитектора, и кинодраматурга.
Образ не результат научных исследований,
не формула предмета или явления, он отражает не всю действительность целиком
и окончательно, он только может показать одну или несколько её сторон. В этом
смысле оригинал информационно более ёмок, нежели образ и может быть источником
создания нескольких и разных художественных образов, но каждый из них несомненно
будет удивительно ярким, эмоционально богатым и притягательным.
Художественный образ создаётся с
помощью тех художественных средств, которыми располагает каждый отдельный вид
искусства. Эти средства связаны с особенностям выражения и восприятия каждого
вида искусства, с техникой и технологией воплощения этих образов.
Пейзажное ПОЛОТНО не дает представления
о запасах леса и воды на обозреваемом художником пространстве, он дает нам лишь
представление о состоянии природы в какой-то момент времени, которое, как правило,
совпадает с состоянием души человека.
И вообще другой художник, стоя на
этом же месте, изобразил бы пейзаж в других красках и увидел бы другие детали.
Но именно художник способен выбрать
из множества информации, содержащейся в объекте, то, что его поразило, чем он
захотел поделиться с нами, что заставило взяться за кисть и краски.
Это сложное переживание художника,
его личное впечатление от эстетических качеств пейзажа, накладывается на настроение
художника и обобщается его мировоззрением. Вот почему полотно "НЕБЕСНЫЙ
БОЙ" Н.К. Рериха или знаменитая картина И.И. Левитана "НАД
ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ" - нечто большее, чем цветная гряда облаков и туч в непогоду
или пейзаж берега реки с высокой точки и одинокой церквушкой у деревенского
погоста, написанный в серый день грустным художником... Это философское обобщение,
в котором художник поднимает нас выше обыденности быстротекущей жизни, выше
сожалений о кратковременности ее, ибо каждая человеческая жизнь протекает на
величественном фоне еще не разгаданной человеком природы.
Если говорить об ОБРАЗЕ ПЕТЕРБУРГА
- то и не перечесть, сколько разных ЛИКОВ города смотрят на нас с полотен художников,
со страниц поэм и стихотворений, как удивительно удается передать его петербургский
дух в музыке. ХУДОЖНИКИ выбирали разные уголки города, писали его в различное
время дня и года: от немного наивных пейзажей
Сильв. Щедрина до жанровых полотен Лансере.
Хотя никто из них не задавался целью
пересчитать дома на набережной Мойки, определить уровень воды в Неве или точно
передать в масштабе высоту "Александрийского столпа" или вес Ростральной
колонны.
ПОЭТЫ, писатели и МУЗЫКАНТЫ обращались
к его образу в разные моменты жизни России. Вспомните поэму А.С. Пушкина "Медный
всадник", главы из "Евгения Онегина", поэму А.А. Блока "Двенадцать",
"Невский проспект" Н.В. Гоголя, "Белые ночи" Ф.М. Достоевского
и "Хождение по мукам" А.Н. Толстого, "Ленинградскую симфонию"
Д.Д. Шостаковича.
И все выделяли разные черты этого
города: холодность города-аристократа, прелесть и величие Северной столицы,
строгость его классического облика, таинственность и угрюмость города отверженных
и неустроенных людей; трагизм и стойкость града на Неве в борьбе со смертью,
гармонию созданного человеком и природой.
Художественный образ создается с
помощью тех художественных средств, которыми располагает каждый отдельный вид
искусства. Эти средства связаны с особенностями выражения и восприятия каждого
вида искусства, с техникой и технологией воплощения этих образов.
Но есть и общие закономерности художественного
творчества.
Неизменно в художественном произведении
присутствует ИДЕЯ, в данном случае ничего общего не имеющая с какой-либо идеологией.
Идея по латыни - мысль, но пришла как понятие к нам из французской философии,
для произведения искусства идея - мысль главная.
Эмоционально выраженное отношение
художника к изображаемому им принято называть ОЦЕНКОЙ.
ТЕМА, ИДЕЯ, ОБРАЗ - всё это вместе
не что иное как СОДЕРЖАНИЕ художественного произведения. Но содержание особенное,
оно воплощено художником в осязаемой и видимой, материально-предметной ФОРМЕ,
которую мы воспринимаем своими чувствами. Она сотворена посредством материалов
и приёмов, для каждого вида искусств особенных, собственных, "авторских".