Время играет словами, меняя их
смысл до неузнаваемости. Вот почему так важно вспомнить их первоначальное значение:
тогда цепочка маленьких озарений приведет вас к пониманию главного.
Можно предположить, что первыми КУЛЬТУРОЙ
занимались древнейшие скотоводы и земледельцы, потому что слово "cultura"
по-латыни означало в античные времена и хлебопашеское "возделывание",
и садоводческое "уход", и пастушеское "разведение", и языческое
изначально - "поклонение", потому что древние "ухаживали"
почтительно и взыскательно за своими БОГАМИ, охраняющими дом, семейный очаг
и имущество...
Думается, что именно тогда и появилось
ещё одно производное от слова "культура" - в значении культа предков.
В дальнейшем оно развилось и преобразовалось
в почитание мест захоронения ВОИНОВ, ЦАРЕЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РОДА, и дошло до
нас в традиции того самого, что А.С. Пушкин с нелицеприятной прямотой называл
"любовью к отеческим гробам". Поэт имел в виду не только неприкосновенность
и незабываемость мест захоронения наших предков, но и нашу обязанность по отношению
к тем местам, откуда мы родом.
Вдобавок - и это немаловажно - слово
"культура" у римлян имело ещё и возвышенное значение "воспитание",
"развитие способностей", "образование".
В новое время исследователи, вслед
за римлянами, назвали культуру "ВОЗДЕЛАННОЙ СРЕДОЙ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ".
Почему?
Да потому, что к ней относится все,
что "возделано": создано РУКАМИ, ВООБРАЖЕНИЕМ И МЫШЛЕНИЕМ и ЧЕГО ДО
НЕГО В ПРИРОДЕ НЕ БЫЛО. И люди с древних времен обмениваются достижениями культуры,
создаваемой по собственному замыслу и для своих целей.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ и БИБЛЕЙСКИЕ
ТЕКСТЫ дают нам возможность предполагать, что понятие "культура" ещё
с незапамятных времен входило в сферу самых разных сторон деятельности человека
и проявлялось в самых разных сторонах жизни древних племен и народов.
Только в Библии упоминается более
двух десятков профессий и ремесел, пришедших из глубины веков: мироварники,
делатели палаток, плотники, ткачи, оружейники, пекари, брадобреи, кирпичники,
кухарки, садовники, золотных дел мастера, каменотесы, кораблестроители, корабельщики,
изготовители палаток, горшечники, литейщики, канатчики, прядильщики, портные,
кожевники, виноделы и виноградари, скотоводы, военачальники, писцы, астрономы,
поэты, музыканты, певцы.
Представьте себе, что все они располагаются
на улочках и площадях древнего ГОРОДА, часть их занята строительством и украшением
храма. Его красотой будут восхищаться как чудом.
А за городскими стенами пастухи гонят
стада, виноградари ухаживают за лозой, и торговые караваны тянутся от горизонта
к городским воротам...
Большая часть этих древних умений,
занятий и ремесел положили начало точным и гуманитарным наукам, медицине, строительству,
различным отраслям промышленности, современной индустрии обслуживания населения.
Но были среди них и те, что дали развитие ИСКУССТВУ И ЛИТЕРАТУРЕ. Именно эти
две сферы творчества по традиции изначально образуют понятие ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ. Она обладает собственными свойствами, выполняет свои особые функции,
но входит в общее понятие "культура".
Культура, пожалуй, самый хрупкий
и самый глубинный компонент любой земной цивилизации. К тому же самый ярко её
характеризующий, - и не только для потомков, но и для гипотетических инопланетных
цивилизаций.
Научная фантастика предполагает,
что культура связана во времени с настоящим и прошлым единой цепью, и утрата
одного звена этой цепи необратимо влияет на будущее. И не важно, украдут ли
портрет МОНЫ ЛИЗЫ, утратится ли культура пользования ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ или поступок
человека повлечет за собой гибель отдельной БАБОЧКИ в ископаемом прошлом.
Но, возможно, фантасты зашли слишком
далеко, и нам нет резона беспокоиться о будущем. Достаточно разбираться только
в том, что, называясь культурой, представляет для вас интерес в данный момент.
В самом деле, какую культуру вы предпочитаете - авангардистскую или конформистскую,
детскую или подростковую, культуру фасоли или бактерий?
Постиндустриальную или экологическую,
культуру торговли или дипломатии? Корпоративную, нетрадиционную?
А может быть - элитарную? Или все
же массовую?
Если вы затрудняетесь с ответом или
не согласны - значит, надо продолжить наше знакомство с предметом изучения.
Мы берёмся изучать художественную культуру
не только для того, чтобы разобраться в истории всех её искусств. Художественная
культура позволяет более глубоко и в ярких образах представить себе историю всей
человеческой культуры в целом. Благодаря именно её художественности, мы воспринимаем
картину мира как бесспорно достоверную и убедительную.
Возможно, поместив человека и его деятельность
в центр мирозданья, мы недооцениваем творческие способности природы, ещё не понятые
нами или ждущие своего часа; скрытые возможности других обитателей планеты к творчеству
и мышлению; переоцениваем (или недооцениваем?) возможности человека с помощью
культуры управлять процессами природы или хотя бы жить с ней в согласии и избегать
катаклизмов.
В разные времена учёные пытались создать
некую ВСЕОБЪЕМЛЮЩЮЮ ФОРМУЛУ культуры. Это оказалось так же недоступно, как АЛХИМИКУ
добыть золото из разных металлов. Каждый исследоваетель рассматривал предмет изучения
с определённой позиции. И каждый из научных ПОДХОДОВ казался единственно верным
и всеохватывающим.
Но сам наш мир наш не устойчив: гораздо
быстрее стали происходить изменения в природе планеты, совершаются открытия в
науке, проясняются и возникают новые детали в как в истории, так и в современной
мировой картине художественной культуры.
И вполне реально, что кто-то из вас,
изучая эту картину, засомневается в правильности предыдущих открытий, и однажды
в будущем возникнет совершенно новый, неожиданный подход к определению понятия
культуры - и тогда человечество станет ещё чуть-чуть ближе к истине.
А для начала, опираясь на уже сделанные
учёными открытия, надо ещё определить, какая человеку выгода в том, что у него
асимметрично работают оба полушария мозга, и как это проявилось в том, что он
стал художником, и - где ИСТОКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ культуры.