Козьма Прутков, сетуя на то, что нельзя
"объять необъятное", вполне мог бы иметь в виду культуру.
Что она такое - явление жизни, какой-то
особый процесс? Результат человеческой деятельности? Некий шедевр человеческой
цивилизации, который многие века и тысячелетия создается разумом и фантазией,
руками и машинами?
Культура невероятно сложна по содержанию,
весьма разнообразно изменчива и проявляет себя во множестве самых противоречивых
и несхожих явлений. А потому все давали её определение каждый со своей точки зрения
- философской, исторической, психологической и других, но общей так и не обнаружилось.
В конце XIX века попытались применить
к культуре новейший - СИСТЕМНЫЙ подход как универсальный. Этот подход считается
самым продвинутым, - так почему бы и нам им не воспользоваться?
Давайте начнем рассматривать культуру
как одну из форм БЫТИЯ. Это древнее, почти библейское слово как ПОНЯТИЕ философы
применяют не в смысле конкретной жизни, а той, что существует на самом деле -
помимо нашего воображения, существует действительно - в реальности, оценивается
объективно, беспристрастно и охватывает эту объективную реальность целиком. Говоря
философским языком - бытиё - это понятие, которое определяет целостность объективной
реальности.
Считается, что исходной, ПЕРВОЙ формой
бытия, является природа - с растительностью и животным миром, частью которого
были все животные, в том числе и те, что стали предками человека.
А потом появился сам человек, и не в
одиночестве, а в обществе себе подобных, Это была уже ВТОРАЯ форма бытия - человеческое
общество. Члены этого общества жили иначе и по-другому себя вели. Законы поведения
людей в человеческом обществе уже не предавались по наследству чисто биологически,
как программа поведения у животных. Они не давались от рожденья, как память птиц
о путях перелета на юг.
Это был жизненный опыт, он приобретался
только в течение жизни, в результате различной деятельности.
Животному его гены, программа диктует,
что делать, как и когда, а человек ищет, пробует, думает и результаты деятельности
становятся опытом, знаниями, умениями. И это всё надо каким-то образом передать
другим, для выживания человека как вида.
Теперь человек как биологическое существо
по-прежнему подчинялся тем же биологическим законам природы, что животные и растения,
но он соединил в себе природные таланты с приобретёнными - он стал существом биологическим
и существом общественным. Но это было не добавление одного к другому, а некое
соединение, давшее неожиданный результат - биосоциальное существо.
Человек стал целостным образованием,
состоящим из частей, которые нельзя разделить - они ценны в единстве. Несомненно,
он стал сложнее и богаче, он стал центральной фигурой, главным звеном в цепочке
форм бытия, наряду с природой и обществом он стал ТРЕТЬЕЙ ФОРМОЙ бытия.
А чем, собственно, отличается жизнь
человека от жизни животного? Животному легче, потому что потребности у него, как
считают учёные, чисто биологические и все его поведение запрограммировано в генетическом
коде.
А ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека не запрограммирована
генетически, она передается из поколения в поколение совсем другим способом, -
и не только когда Вас воспитывают родители, а вот как сейчас, когда Вы читаете
этот текст, изучаете сегодня школьную программу, а потом одну из наук или профессий.
Для этого у биосоцио- персоны выработан безотказный способ передачи (механизм)
жизненно важной информации - СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. Не будь его - человек с
его коротким веком в одиночку не успевал бы обучиться тому, что знал его предок,
не говоря уже об изобретениях и обучении себе подобных. Социальное наследование
вырабатывается в результате того самого процесса, который мы называем КУЛЬТУРОЙ.
Социальное исследование срабатывает
как некий механизм: кто-то стукнул кремень о кремень, вспыхнула искра - и все
увидели, как добывать огонь. Далеко не сразу, но добывание огня стало не личным
изобретением - им пользуются все народы долгие эпохи вплоть до сегодняшних людей,
попавших в экстремальную ситуацию.
В обществе ваше открытие, картина, способ
плетения лаптей или огранки алмазов уже не принадлежит вам, как только вы это
сделали - это даже не пирог, которым вы угощаете всех, а рецепт пирога. Накопленный
каждым человеком опыт отделяется от самих людей, он обобщается и становится записанным
в рукописях и книгах содержанием науки, предметом искусства, религии, философии,
то есть опредмечивается и как культура передается далее по цепочке поколений к
каждому новому человеку.
Это и есть ЧЕТВЁРТАЯ последняя форма
бытия - КУЛЬТУРА.