ИСТОРИЯ №4. ЧЕТЫРЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
                                                    (история не для слабонервных)

       Козьма Прутков, сетуя на то, что нельзя "объять необъятное", вполне мог бы иметь в виду культуру.
       Что она такое - явление жизни, какой-то особый процесс? Результат человеческой деятельности? Некий шедевр человеческой цивилизации, который многие века и тысячелетия создается разумом и фантазией, руками и машинами?
       Культура невероятно сложна по содержанию, весьма разнообразно изменчива и проявляет себя во множестве самых противоречивых и несхожих явлений. А потому все давали её определение каждый со своей точки зрения - философской, исторической, психологической и других, но общей так и не обнаружилось.
       В конце XIX века попытались применить к культуре новейший - СИСТЕМНЫЙ подход как универсальный. Этот подход считается самым продвинутым, - так почему бы и нам им не воспользоваться?
       Давайте начнем рассматривать культуру как одну из форм БЫТИЯ. Это древнее, почти библейское слово как ПОНЯТИЕ философы применяют не в смысле конкретной жизни, а той, что существует на самом деле - помимо нашего воображения, существует действительно - в реальности, оценивается объективно, беспристрастно и охватывает эту объективную реальность целиком. Говоря философским языком - бытиё - это понятие, которое определяет целостность объективной реальности.
       Считается, что исходной, ПЕРВОЙ формой бытия, является природа - с растительностью и животным миром, частью которого были все животные, в том числе и те, что стали предками человека.
       А потом появился сам человек, и не в одиночестве, а в обществе себе подобных, Это была уже ВТОРАЯ форма бытия - человеческое общество. Члены этого общества жили иначе и по-другому себя вели. Законы поведения людей в человеческом обществе уже не предавались по наследству чисто биологически, как программа поведения у животных. Они не давались от рожденья, как память птиц о путях перелета на юг.
       Это был жизненный опыт, он приобретался только в течение жизни, в результате различной деятельности.
       Животному его гены, программа диктует, что делать, как и когда, а человек ищет, пробует, думает и результаты деятельности становятся опытом, знаниями, умениями. И это всё надо каким-то образом передать другим, для выживания человека как вида.
       Теперь человек как биологическое существо по-прежнему подчинялся тем же биологическим законам природы, что животные и растения, но он соединил в себе природные таланты с приобретёнными - он стал существом биологическим и существом общественным. Но это было не добавление одного к другому, а некое соединение, давшее неожиданный результат - биосоциальное существо.
       Человек стал целостным образованием, состоящим из частей, которые нельзя разделить - они ценны в единстве. Несомненно, он стал сложнее и богаче, он стал центральной фигурой, главным звеном в цепочке форм бытия, наряду с природой и обществом он стал ТРЕТЬЕЙ ФОРМОЙ бытия.
       А чем, собственно, отличается жизнь человека от жизни животного? Животному легче, потому что потребности у него, как считают учёные, чисто биологические и все его поведение запрограммировано в генетическом коде.
       А ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека не запрограммирована генетически, она передается из поколения в поколение совсем другим способом, - и не только когда Вас воспитывают родители, а вот как сейчас, когда Вы читаете этот текст, изучаете сегодня школьную программу, а потом одну из наук или профессий. Для этого у биосоцио- персоны выработан безотказный способ передачи (механизм) жизненно важной информации - СОЦИАЛЬНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. Не будь его - человек с его коротким веком в одиночку не успевал бы обучиться тому, что знал его предок, не говоря уже об изобретениях и обучении себе подобных. Социальное наследование вырабатывается в результате того самого процесса, который мы называем КУЛЬТУРОЙ.
       Социальное исследование срабатывает как некий механизм: кто-то стукнул кремень о кремень, вспыхнула искра - и все увидели, как добывать огонь. Далеко не сразу, но добывание огня стало не личным изобретением - им пользуются все народы долгие эпохи вплоть до сегодняшних людей, попавших в экстремальную ситуацию.
       В обществе ваше открытие, картина, способ плетения лаптей или огранки алмазов уже не принадлежит вам, как только вы это сделали - это даже не пирог, которым вы угощаете всех, а рецепт пирога. Накопленный каждым человеком опыт отделяется от самих людей, он обобщается и становится записанным в рукописях и книгах содержанием науки, предметом искусства, религии, философии, то есть опредмечивается и как культура передается далее по цепочке поколений к каждому новому человеку.
       Это и есть ЧЕТВЁРТАЯ последняя форма бытия - КУЛЬТУРА.