ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НА ФОНЕ ПАЛЕОНТОЛОГИИ
Начало художественной культуры берётся
там, где мы находим истоки самого человеческого рода. Мы говорим о её глубоких
корнях - и они действительно уходят в палеонтологическую глубину времен. Она формировалась
так же, как геологические пласты земли.
Точкой отсчета служит Человек Умелый
- австралопитек, или южная обезьяна. Следы его деятельности обнаружили по острым
и тонким сколам гальки. Это была первая попытка создать инструмент из камня с
помощью другого камня в качестве орудия труда, а с изготовления орудий труда начинается
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Животные до такого до сих пор не додумались...
Прошло совсем немного времени - и Человек
Прямоходящий при обработке камня высек искры и научился использовать огонь, изготавливал
посуду, ножи, скребки, рубила. А вот охотился он, как и все животные - по мелочи,
не принося ущерба природе и находясь в ней в полной гармонии как её частица.
Неандертальский человек стал существом
общественным. Он носил одежду из шкур животных, командовал себе подобными и на
охоте пользовался дубиной.
Именно неандертальцы начали хоронить
своих мёртвых, что стало обрядом. Ещё не было развито мышление, не было речи,
но возникли зачатки ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ и веры в таинственное - мистики.
Тем не менее, неандертальцы исчезли
с лица земли. Некоторые исследователи считают, что это был первый экологический
кризис, в котором дикому человеку не повезло не только из-за начавшегося оледенения.
Просто мамонтов, и без того страдающих от холодов, при таком варварском массовом
способе охоты на всех не хватило.
Когда во Франции откопали Кроманьонского
человека, он оказался похож на нас и обликом и ростом; он и жил-то в обществе,
и огнём пользовался, и производил орудия охоты и труда, и умел говорить. Его назвали
Homo Sapiens, или Человек Разумный, так называемся и мы с Вами. Он получил преимущество
перед неразумными тварями, но применил его не лучшим способом. Сделавшись охотником,
Человек Разумный ступил на тропу войны с самой природой.
С той поры с лица земли исчезли благородные
длиннорогие ТУРЫ и мохнатые могучие БИЗОНЫ, осталось совсем мало ТИГРОВ и ЛЬВОВ,
снежных БАРСОВ и белых ЖУРАВЛЕЙ, тропических ОРХИДЕЙ, оленьих ТРОП и ЗАПОВЕДНЫХ
нетронутых уголков.
А мы и сегодня вылавливаем всю рыбу
подряд и бьём по оленьему стаду с вертолета, стреляем по лебедям на городском
пруду, жарим на костре и поедаем их в прибрежном кустарнике - то есть ведём себя
гораздо хуже неудачника неандертальца.
Вот почему совсем не фантастической
кажется догадка о том, что искусство возникло для спасения окружающего нас природного
мира, без которого человек как вид может в одночасье исчезнуть.
... Но пока мы все ещё рассматриваем
первобытные времена, и первобытный человек готовится стать художником. Первые
попытки творчества были предприняты им в эпоху палеолита. Это подтверждается археологическими
находками в разных частях света. Все они находятся в пластах земли, относящихся
к эпохе ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА.
Этот "адрес во времени" звучит
как название деревни - там охотились на зверей и рисовали их на стенах пещер,
не подозревая, что их потомки 32 000 лет спустя будут по этим рисункам гадать
о предыстории художественной культуры. И даже спорить о том, какой из них был
первым актом художественного творчества в истории человеческой цивилизации на
Земле. Особенно много дискутировали в прошлом веке по поводу "ГИПОТЕЗЫ РУКИ".
Уже название гипотезы производят впечатление
остросюжетных детективов: "Гипотеза руки" - чем не Конан Дойль?
Мы залезли в такие дебри прошлого, что
можем руководствоваться лишь археологическими находками и догадками учёных, сравнивающих
поведение первобытного человека с жизнью племен в отдалённых уголках планеты,
где время как бы и не двигалось со времен Верхнего Палеолита.
Есть мнение, что изображение РУКИ на
фигуре ЗВЕРЯ или стене пещеры означало - "моё, не троньте". Возможно,
это было первое выражение частной собственности?
Другая точка зрения: рисуя на стене
пещеры ЗВЕРЯ, птицу, любой предмет природы, человек пытался заменить творческим
процессом и его результатом охоту, истребление, потребление. И ему удалось взглянуть
на природу со стороны, открыть её красоту, признать право живого на жизнь.
А может быть, именно тогда наш дикий
предок обнаружил в себе и окружающем мире духовное начало?...
...Так, или иначе, но около 40 тысяч
лет назад в какой-то момент палеонтологического прошлого человек, - не сразу и
не вдруг, но несомненно, - открыл в себе способность и тягу к ТВОРЧЕСТВУ, которое
выразилось не только в страсти расписывать пещеры. Одно время некоторые исследователи
даже считали, что она была в нем ИЗНАЧАЛЬНО и просто ждала случая, другие - приобретена
сложным и последовательным ПУТЕМ ЭВОЛЮЦИИ.
Предки пытаются достучаться до нас через
толщу веков, напомнить о себе материальными пластами культуры, устными преданиями,
традициями. А мы, с другой стороны, идём вспять времён, чтобы "дойти до самой
сути", переосмыслить накопленные знания.