ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НА ФОНЕ ПАЛЕОНТОЛОГИИ

       Начало художественной культуры берётся там, где мы находим истоки самого человеческого рода. Мы говорим о её глубоких корнях - и они действительно уходят в палеонтологическую глубину времен. Она формировалась так же, как геологические пласты земли.
       Точкой отсчета служит Человек Умелый - австралопитек, или южная обезьяна. Следы его деятельности обнаружили по острым и тонким сколам гальки. Это была первая попытка создать инструмент из камня с помощью другого камня в качестве орудия труда, а с изготовления орудий труда начинается МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Животные до такого до сих пор не додумались...
       Прошло совсем немного времени - и Человек Прямоходящий при обработке камня высек искры и научился использовать огонь, изготавливал посуду, ножи, скребки, рубила. А вот охотился он, как и все животные - по мелочи, не принося ущерба природе и находясь в ней в полной гармонии как её частица.
       Неандертальский человек стал существом общественным. Он носил одежду из шкур животных, командовал себе подобными и на охоте пользовался дубиной.
       Именно неандертальцы начали хоронить своих мёртвых, что стало обрядом. Ещё не было развито мышление, не было речи, но возникли зачатки ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ и веры в таинственное - мистики.
       Тем не менее, неандертальцы исчезли с лица земли. Некоторые исследователи считают, что это был первый экологический кризис, в котором дикому человеку не повезло не только из-за начавшегося оледенения. Просто мамонтов, и без того страдающих от холодов, при таком варварском массовом способе охоты на всех не хватило.
       Когда во Франции откопали Кроманьонского человека, он оказался похож на нас и обликом и ростом; он и жил-то в обществе, и огнём пользовался, и производил орудия охоты и труда, и умел говорить. Его назвали Homo Sapiens, или Человек Разумный, так называемся и мы с Вами. Он получил преимущество перед неразумными тварями, но применил его не лучшим способом. Сделавшись охотником, Человек Разумный ступил на тропу войны с самой природой.
       С той поры с лица земли исчезли благородные длиннорогие ТУРЫ и мохнатые могучие БИЗОНЫ, осталось совсем мало ТИГРОВ и ЛЬВОВ, снежных БАРСОВ и белых ЖУРАВЛЕЙ, тропических ОРХИДЕЙ, оленьих ТРОП и ЗАПОВЕДНЫХ нетронутых уголков.
       А мы и сегодня вылавливаем всю рыбу подряд и бьём по оленьему стаду с вертолета, стреляем по лебедям на городском пруду, жарим на костре и поедаем их в прибрежном кустарнике - то есть ведём себя гораздо хуже неудачника неандертальца.
       Вот почему совсем не фантастической кажется догадка о том, что искусство возникло для спасения окружающего нас природного мира, без которого человек как вид может в одночасье исчезнуть.
       ... Но пока мы все ещё рассматриваем первобытные времена, и первобытный человек готовится стать художником. Первые попытки творчества были предприняты им в эпоху палеолита. Это подтверждается археологическими находками в разных частях света. Все они находятся в пластах земли, относящихся к эпохе ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА.
       Этот "адрес во времени" звучит как название деревни - там охотились на зверей и рисовали их на стенах пещер, не подозревая, что их потомки 32 000 лет спустя будут по этим рисункам гадать о предыстории художественной культуры. И даже спорить о том, какой из них был первым актом художественного творчества в истории человеческой цивилизации на Земле. Особенно много дискутировали в прошлом веке по поводу "ГИПОТЕЗЫ РУКИ".
       Уже название гипотезы производят впечатление остросюжетных детективов: "Гипотеза руки" - чем не Конан Дойль?
       Мы залезли в такие дебри прошлого, что можем руководствоваться лишь археологическими находками и догадками учёных, сравнивающих поведение первобытного человека с жизнью племен в отдалённых уголках планеты, где время как бы и не двигалось со времен Верхнего Палеолита.
       Есть мнение, что изображение РУКИ на фигуре ЗВЕРЯ или стене пещеры означало - "моё, не троньте". Возможно, это было первое выражение частной собственности?
       Другая точка зрения: рисуя на стене пещеры ЗВЕРЯ, птицу, любой предмет природы, человек пытался заменить творческим процессом и его результатом охоту, истребление, потребление. И ему удалось взглянуть на природу со стороны, открыть её красоту, признать право живого на жизнь.
       А может быть, именно тогда наш дикий предок обнаружил в себе и окружающем мире духовное начало?...
       ...Так, или иначе, но около 40 тысяч лет назад в какой-то момент палеонтологического прошлого человек, - не сразу и не вдруг, но несомненно, - открыл в себе способность и тягу к ТВОРЧЕСТВУ, которое выразилось не только в страсти расписывать пещеры. Одно время некоторые исследователи даже считали, что она была в нем ИЗНАЧАЛЬНО и просто ждала случая, другие - приобретена сложным и последовательным ПУТЕМ ЭВОЛЮЦИИ.
       Предки пытаются достучаться до нас через толщу веков, напомнить о себе материальными пластами культуры, устными преданиями, традициями. А мы, с другой стороны, идём вспять времён, чтобы "дойти до самой сути", переосмыслить накопленные знания.