Итак, культура – это ПРОЦЕСС человеческой
деятельности.
Осуществляя эту деятельность, он опирается на врожденные природные задатки и использует
приобретаемые в ходе становления человеком новые качества. Эти качества воссоздаются
с помощью культуры в каждом новом поколении. Дети, внуки и далёкие потомки уже
не "изобретают велосипед", а учатся им пользоваться, чтобы ехать дальше.
Культура – это СПОСОБЫ деятельности
человека.
Именно их он изобретает, совершенствует и затем передаёт из поколения в поколение,
воспитывая, обучая, и образовывая своих потомков.
Культура - это ПРЕДМЕТЫ, созданные
человеком.
Они - материальные, духовные, художественные, и до человека ничего подобного не
существовало в природе. Это как бы вторая природа, и она нужна для того, чтобы
удовлетворять присущие только человечеству потребности и передавать накопленный
опыт и знания.
Культура - это ещё и вторичный способ
действия человека, а именно: чтобы воспользоваться опытом и знаниями, человеку
надо из этой предметной формы их извлечь - прочитать книгу, изучить литературу,
усвоить навыки пользования инструментом, картой звёздного мира, компьютером, посмотреть
фильм, сходить на выставку.
Культура - это сам ЧЕЛОВЕК.
Он таковым является и как творение культуры, - воспитанный, обученный, обогащённый
и созданный ею, и как её творец - ибо культура формирует в человеке потребность
в творчестве, созидании и совершенствовании.
Культура, по человеческим меркам, от первозданной природы отличается тем, что
только культуре свойственно творчество, которое её развивает и постоянно обновляет.