1. Попробуйте нарисовать контур собственной руки.
Это только твоя рука, с её очертаниями. А теперь что можно сделать, чтобы она стала художественным произведением?

              2. Ответьте на вопросы:

1) Как вы думаете, что бы люди предъявили пришельцам как доказательство высокого развития своей человеческой культуры:
  · формулу Е=МС2,
  · видеозапись танца Майи Плисецкой,
  · хохломскую чашу с орнаментом,
  · начальную музыкальную фразу 3 концерта Рахманинова?
  · человеческие руки за работой,
  · запах духов "Шанель"?

2) Какие великие и малые свершения человечества на земле и в космосе мы можем считать опасными для будущего? Посмотрите список рекомендованной литературы. Какую функцию выполняет литература в данном случае? Вспомните, есть ли подобные идеи в увиденных вами фильмах, и какой выход предлагают их авторы, и какой предлагаете вы сами?

3) Какую функцию культуры выполняет картина художника Решетникова "Опять двойка"?

4) Какие из ремесел считались художественными в библейские времена? Какие из них теперь имеют отношение к художественной культуре?

5) Можно ли считать Указ Петра I о запрете на бороды полезным для развития культуры? Имеет ли это отношение к нормативной функции культуры? Был ли указ Петра исторической необходимостью, если борода в будущем вернулась в разных вариантах моды?

6) Может ли запрет на изображение человека по традициям религиозной культуры повлиять на развитие искусства народа в целом?

7) Как сказались архитектурные пристрастия русских царей на облике городов?

8) Как влияли сословные различия на размещение зрителей в театре, церкви? Что такое "чистая публика"?

9) Пирсинг - нечто новое в массовой культуре или возврат к уровню понимания красоты по-неандертальски?

10) Можно ли считать картины художников массовым искусством, если их показывают на больших выставках и продают на аукционах?

11) Граффити - выражение индивидуальности, новый вид изобразительного искусства или атрибут массовой культуры? Есть ли у граффити свой язык и в чем он выражается?

12) Что общего в "Певцах" Тургенева с песнями Высоцкого, исполнительским искусством Хосе Каррероса?

13) Что общего и в чём разница между Глюком и Глюкозой? (Если не слышали его оперы "Орфей" и не читали "Кавелера Глюка" и вообще не знакомы с Эрнестом Теодором Амадеем Гофманом, то этот вопрос не для вас).

14) Чем похожи Алла Пугачева и Людмила Зыкина? А какая между ними разница?

15) Почему люди у нас в стране, особенно в больших городах, поют только под караоке и можно ли считать пение под этот "инструмент" массовой культуры считать искусством?

16) Можно ли продавать в частные руки, за границу, куда бы то ни было, то, что считается культурными ценностям?

17) Нужно ли обладать ценностью, чтобы чувствовать и понимать её красоту?

18) Как вы относитесь к коллекционерам? Должны ли культурные ценности находиться только в музеях?

19) Что стало толчком для написания в конце XIX века фантастических приключений под водой, на воздушных шарах?

20) Есть ли нечто общее в понятиях "народная опера", народные или сельские библиотеки и изба-читальня, книгоноши, библиотека Румянцева (имени Ленина), народные университеты культуры?

21) Отчего вымерли неандертальцы? Может ли подобное приключиться с современным человеком?

22) Передается ли музыкальный слух по наследству, или только острота слуха?

23) Как повлияло изобретение телевидения и кино на возможность людей приобщаться к культурным ценностям прошлого и настоящего?

24) Какие способы разрешения споров о чести и достоинстве личности существовали в первобытном обществе; В феодальном? В век Просвещенья? В буржуазном обществе? А какие имеются сегодня?

25) Достаточно ли иметь острое зрение, чтобы стать художником?