ИСТОРИЯ №8. НЕ НАЗВАНА ЦЕНА...
                                                    (критерий ценности)

       В Белорусском Полесье извилистые дороги ведут к "вёскам" - упрятанным среди лесов деревням и селам, где женщины ещё не разучились ткать на станках полотенца с узорами.
       Рушник в Полесье - предмет особый. Он с древних времен был незаменим при обряде выхода молодой матери с младенцем на показ к родичам. На свадьбе им украшали сватов и соединяли руки жениха и невесты. Матери в дорогу сыновьям давали домашнюю еду, завернув её в рушник.
       Ими украшали избы, набрасывая пеструю радугу на иконы, фотографии близких и даже - занавешивали от пыли семейного божка современности - телевизор. Да и стариков хоронили с рушниками...
       Так вот, дело в том, что когда к вёскам подходили карательные отряды "SS", сельчане убегали, бросая свой скарб и зарывая в землю на огородах самое дорогое, в том числе и рушники. Потому что вытканное руками женщины полотенце с самыми древними на земле узорами помнило светлые праздники и теплые вечера, когда, ополоснув колодезной водой усталое лицо, родной человек брал его в руки...
       Теперь - другая история, её вы найдете в одной из глав "Войны и мира" Льва Толстого. Покидая Москву перед захватом её Наполеоном, жители увозили нажитое добро и ценности. Когда ряд телег уже был готов тронуться со двора усадьбы Ростовых, Наташа увидела, что раненым, которых приютили в доме Ростовых, повозок не хватает. И она настаивает на том, чтобы с телег был сброшен ценный семейный фарфор, представляющий собой целое приданное даже для богатой невесты.
       И, если вспомнить, то не единожды приходилось нашим предкам покидать свои города, оставляя на разграбление дома и храмы. И они эти храмы оставляли, предпочитая сохранить своих мастеров, художников, мудрых стариков. Детей, которые вырастут мастерами и художниками и женщин, которые ещё родят художников и мастеров.
       И возвратясь на свою ограбленную землю, люди снова возводили прекрасные храмы, потому что начало красоты в самих людях, они - гарантия её возрожденья.
       И почему-то приходит на память сказанное писателем Фёдором Достоевским о том, что ничто на свете не стоит слезы ребёнка.
       Но из этого не следует, что мы с вами, как варвары, можем позволить себе наблюдать, как рушатся стены старинных усадеб, осыпаются фрески в заброшенных храмах, ветшают узорные наличники, вырезанные руками старых мастеров, как с каждым годом становится всё меньше самих народных мастеров.
       Мы не можем себе позволить превращать наши духовные ценности в упаковку для офисов и барских покоев, как позволили уже однажды превратить храмы в кинотеатры, музеи атеизма, овощехранилища, заводские цеха, мастерские по ремонту сельхозтехники и тюрьмы.