ИСТОРИЯ №7. "СТУПЕНИ ДОСТУПНОСТИ"
Степень доступности культуры для человека
может быть разной, и не всегда это зависит от его собственной лени. Самым общедоступными
зрелищами у нас в России были национальная забава - кулачные бои и международная
- казни. Однако, не в пример нынешним временам, каждый россиянин и россиянка могли
излить душу в песне и "зажечь" свою звезду в хороводе, а не глядеть
в телевизор как там "упражняются" Глюкоза и фабрика звёзд.
Скоморохов в древности не жаловала
церковь, но рождественский вертеп поощряла. Общедоступен по степени эстетического
восприятия был средневековый театр на площади, общелюбимы фокусники и цирк.
Ступени сословной доступности в царской России - галерка и ложи, но неизвестно,
где сидит и ныне более благодарная или более чванливая публика.
Аристократичны от своего начала были
балет, опера, консерватория, академические выставки художников, куда крестьяне,
чьи портреты писали передвижники, практически не заглядывали.
В Третьяковской галерее висит перовская
"Тройка". Художник
долго искал натурщика для образа одного из мальчиков и нашел, но мать заупрямилась:
крестьяне мы де православные, у нас писать изображение ребенка - к худу - долго
не проживет. Однако согласилась. Спустя много лет в мастерскую Перова пришла
эта же женщина. Она сказала, что дурная примета оказалась верной, но поскольку
сына она может теперь повидать только на картине, то пусть Перов её покажет.
Живописец и картину показал, и написал отдельный портрет для матери.